byacs (byacs) wrote,
byacs
byacs

Критика марксизма конца XIX века.

На днях у Макаренко прочитал статью о Б.Н. Чичерени, русском политологе позапрошлого века:
https://olegmakarenko.ru/1938791.html

И мне о напомнил о его младшем современнике К.Ф. Головине. Кому интересно, можно погуглить.
Он написал книгу "Социализм как положительное учение", 1892 г., посвященную разбору известных социалистических доктрин.

В частности там разбор фантастического романа Э. Бэллами, американского социалиста.

Обширную цитату приведу, очень интересно...



вытекаетъ все дальнѣйшее построеніе будущая общественная зданія. Мы не станемъ оспаривать возможности мирная совершенія этоя грандіознаго переярота. Намъ сдается правда, что Беллэми рисуетъ этотъ переворотъ въ такихъ розовыхъ краскахъ затѣмъ лишь, чтобы подкупить читателя въ пользу своей идеи, но допустимъ на время, что Беллэми правъ въ своемъ оптимизмѣ, повѣримъ ему здѣсь на слово. То, что прежде всея поражаете насъ въ новомъ общественномъ строѣ, это широкая картина всеобщая довольства, довольства, равно доступная всѣмъ и каждому, при которомъ однако никому не приходится жертвовать какими либо существенными удобствами. Въ «новомъ» Бостонѣ каждая семья занимаетъ свой отдѣльный домъ, устроенный сообразно требованіямъ англо-американская комфорта. Судя по описанію Беллэми дома эти также помѣстительны какъ въ настоящее время квартиры зажиточныхъ семей. Можно легко себѣ представить, ка-кихъ чудовищныхъ размѣровъ должны будутъ достичь города будущая, чтобы удовлетворить этому требованію. Но не станемъ пока возражать противъ этоя. Беллэми не ограничивается щедростію въ распредѣленіи пространства. Вся жизнь будущей американской семьи поставлена въ уровень съ приво.тьностыо ея жилищъ. Всѣ требованія изысканная вкуса удовлетворены вполнѣ; и меблировка комнатъ и одежда и пища ничего не оставляютъ желать лучшая, останавливаясь развѣ передъ излишествами прихоти и мотовства. То, что въ настоящее время составляетъ предметъ роскоши, изящная одежда, хорошее вино, утонченный обѣдъ, явится достояніемъ всѣхъ и каж-дая. И наслажденія искуствомъ точно также станутъ все-общимъ удѣломъ. Не выходя изъ своей комнаты, посредствомъ усовершенствовашшхъ электрическихъ аппаратовъ мож-по стать зрителемъ театральная представленія, слушать пре-восходную музыку, а для произведеній скульптуры и живописи имѣются открытые всѣмъ великолѣпные общественные музеи. Словомъ жизнь будущаго общества одинъ сплошной праздникъ; это настоящая обѣтованная земля, гдѣ и физическая к умствен-ная природа человѣка найдутъ себѣ полное, всестороннее удовлетвореніе и притомъ удовдетвореніе вполнѣ обезпеченное, ОТЪ всяк ихъ превратностей судьбы и не требующее для своего достиженія никакихъ особенныхъ усилій.

Чѣмъ же достигается такое всеобщее, такое поразительное довольство? Приписывать его одному лишь уравнительному распредѣленію народная богатства очевидно нельзя. Если бы въ настоящее время поровну раздѣлить между гражданами какой нибудь страны всю сумму частнаго имущества—это признаетъ самъ Беллэми—то довольство низшихъ классовъ поднялось бы лишь незамѣтно. Весь достатокъ болѣе обез-печенной части населенія, который въ настоящее время пре-вышаете средній уровень народнаго благосбстояшя можно сравнить съ узкой башней, воздвигнутой на обширной пло-щади. Если эту башню разобрать и камни, изъ которыхъона выстроена, разостлать по всей площади, то уровень послѣдней оказался бы очень незамѣтно приподнятымъ. Тоже оказалось бы при равномѣрномъ раздѣлѣ народнаго имущества. Такимъ образомъ причины громадная роста общая благоястоянія слѣдуетъ искать лишь въ увеличеніи производительности труда.

Tags: Америка, Россия, исторические параллели, коммунизм, социализм, социальная история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments