На мысль меня навел пост о «русских злодеях» в американском кинематографе.
http://i-usa.livejournal.com/106349.html?view=1708909#t1708909
И меня попросили написать об этом фильме (mxjt ).
Этот фильм я видел ооочень давно (по моим меркам) – конец 1980 - начало 1990-х на видеокассете с плохим переводом. Но фильм произвел на меня большое впечатление.
Обо всем по порядку.
Вот, из Кинопоиска:
год | 1983 |
страна | США |
слоган | «It all began with three faceless bodies in the snow ...» |
режиссер | Майкл Аптед |
сценарий | Деннис Поттер, Мартин Круз Смит |
продюсер | Джин Кирквуд, Ефрем Харкэм, Ури Харкэм, ... |
оператор | Ральф Д. Боуд |
композитор | Джеймс Хорнер |
художник | Пол Силберт, Ричард Бруно, Майкл Сейртон |
монтаж | Дэннис Вирклер |
жанр | триллер, драма, криминал, ...слова |
сборы в США | $15 856 028сборы |
зрители | 4.81 млн |
премьера (мир) | 15 декабря 1983, ... |
У бывалого оперативника возникает сильное искушение — закрыть дело. Но вскоре он узнает, что к убийству причастна и его любимая женщина, Ирина Асанова. Преследуемый КГБ, преодолевая сети обмана и предательства, тянущиеся к самой вершине политического Олимпа, Ренко решает не останавливаться ни перед чем и привлечь убийц к суду — даже ценой собственной судьбы и любви.
Интересы английского режиссёра Майкла Эптида разносторонни — от музыкальных драм и комедий до детективов и триллеров. Но в его экранизации бестселлера американского писателя Мартина Круса Смита недостаёт, по оценке некоторых западных критиков, атмосферы напряжённости и страха, что свойственно многим «шпионским» фильмам. А мы, конечно, совершенно иначе смотрим западные картины на русскую тему. Нас смущают различные неточности, ляпсусы, одним словом — «клюква» в воспроизведении реалий российской или советской действительности. Впрочем, внешний облик Москвы в ленте «Парк Горького», воссозданный на улицах Хельсинки, кажется достаточно убедительным. Но представляются наивными и глупыми некоторые мотивировки поступков, или же сами действия героев.
Прежде всего, ощущается перебор как раз в занимательных подробностях убийства трёх людей в парке Горького в Москве, а ещё в обстоятельствах преступных махинаций американского промышленника Джека Осборна, который желает вывезти живых соболей за границу. Обличением коррупции в МВД, КГБ и прочих советских органах власти со времён перестройки уже никого не удивишь. Поэтому остаётся лишь сопереживать молодому московскому следователю Аркадию Ренко, образ которого неожиданно положителен, даже чересчур благороден. И американский актёр Уильям Хёрт, оттачивавший в этом фильме своё мастерство для будущих великолепных ролей, действительно пытается, вопреки новой схеме о «хорошем русском», раскрыть сложность человеческой натуры в борьбе между чувством и долгом.
А теперь мой комментарий.
Сразу скажу, что «русские злодеи» в фильме – второстепенные персонажи, - высокопоставленные советские жулики, собственно они даже и не злодеи. Настоящий злодей, - американский делец Осборн, использующий криминальные приемы ведения бизнеса.
Выходит на него честный советский милиционер – борец с коррупцией. В силу обстоятельств ему на помощь приходит тоже настоящий честный коп из США, родственник которого, как раз и был жертвой убийства. В целом русские показаны в фильме позитивно. На мой взгляд, главная идея состоит в том, что русские люди в общем такие же как и все остальные, но сама коммунистическая система делает людей не очень хорошими. Как-то так…
Собственно меня фильм заинтересовал еще и тем, что он был на актуальнейшую тему. Коррупция в высших эшелонах власти, в правоохранительных органах и т.п. Дело в том, что сейчас складывается впечатление, что коррупция возникла во время перестройки. В действительности же сама советская распределительная система была коррупционна по существу. Классики марксизма как-то не учли, что если человек распределяет товары, услуги, то надо иметь на этих местах принципиальных нестяжателей вроде св. Франциска Ассизского или Нила Сорского. А таковых мало найдется, и заниматься этим они не станут. Да еще, если заявить людям, что мораль, это то, «что служит делу революции», а у людей нет ни «страха божьего», ни «моральных принципов», есть только «классовые интересы», то чего вы тогда хотите? Что воровать не будут потому что «исчез класс эксплуататоров», а «рабочие и крестьяне» теперь работают не на хозяина, а «на себя»? Воистину глупость марксистов не поддается описанию. Кроме того, в условиях тотального дефицита товаров, услуг, нередко единственной возможностью их использовать было как раз либо воровство, либо коррупционные схемы.
Итак, какие реалии отражены в фильме?
Начавшаяся во времена Ю.В. Андропова борьба с коррупцией, которая была продолжена при К.У. Черненко и М.С. Горбачеве. Сейчас уже многие забыли о «хлопковом деле», - вопиющей коррупции в Узбекской ССР, а также о других делах. И героических следователях, - популярных фигурах времен перестройки следователях Гдляне и Иванове, расследовавших факты страшной коррупции. Также содержатся отсылки к «щелоковщине», - делу министра Внутренних Дел СССР генерала Щелокова, - протеже самого Л.И. Брежнева. Правда «злодеями» в фильме показаны вовсе не милиция, а КГБ (скорее всего это дань американским общественным стереотипам).
Кстати, замечу, что эти «коррупционные дела», на мой взгляд, и были РЕАЛЬНОЙ причиной распада СССР. Номенклатура предпочла пожертвовать и коммунизмом и Советским Союзом, с тем, чтобы избежать дальнейшего расследования собственных преступлений. По тогдашнему УК СССР за коррупцию на 10 тыс. рублей уже был возможен РАССТРЕЛ. А там речь шла о миллиардах.
В заключении скажу, что в фильме 1983 г. очень точно показаны и предсказаны те процессы, которые будут происходить в постсоветской России. Видимо и писатель и режиссер очень неплохо понимали советские реалии… Нередко полезен взгляд со стороны.