byacs (byacs) wrote,
byacs
byacs

Category:

Мы живем в неправовом обществе.

Это не общество, в котором отсутствует право, нет. Это общество в котором наряду с "формальным" правом есть интересы, которые регулируются "понятиями". Впрочем, такое положение было характерно для многих обществ отсталого, традиционного типа, с ярко выраженной иерархичностью и "традиционной" моралью. Т.н. "моральными законами отсталого общества", которые были хорошо описаны в социологии:

Отношения между людьми выражено иерархичные, антагонистические, конкурентные («если не ты, то тебя», «бить надо первым» и т.д.). Страх за своё настоящее и будущее, страх потерять малое, но имеющееся, или не получить то, чего не хватает, неминуемо ведёт к повышенной агрессии. В результате люди живут в среде с высоким уровнем насилия и агрессии, к которому привыкают с ранних лет. Кроме того, в традиционном обществе политические, религиозные убеждения мало связаны с повседневным поведением: тут и проститутки, занимающиеся моральными проповедями и жулики, проповедующие нестяжательство и т.д. и т.п. Распространение в обществе веры в чудеса, фантастические представление об окружающем мире, заговоры, порчу и т.п. сглаз и святую воду...При этом вера в некую "справедливость", которая не имеет отношения ни к закону, ни к заповедям.


Фрагмент из книги российского, советского писателя, философа-логика А.А. Зиновьева "Зияющие высоты":


НЕПРАВОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Как можно говорить о преступности целой системы власти и даже целого общества, говорит Она. Это же бессмыслица. Просто данное общество имеет такую-то систему права и морали. Нет, говорит Он. Концепция сменяемости систем права, которую ты только что изложила, есть лишь маскировка концепции бесправия. Есть общие основы всякого права. Если они нарушаются, то общество нельзя считать правовым. Вот некоторые общие принципы правого сознания. Все равны перед законом. Независимо от места в социальной иерархии. Если действие индивида не подлежит правовой оценке (а для этого имеется правовой кодекс), оно не может быть оценено как преступление, и индивид не подлежит суду. Судебное наказание не только заведомо невиновного, но вообще лица, не совершившего действий, подлежащих правовой оценке, есть преступление. Преступление не имеет никаких оправданий, Если преступление против одного индивида привело к благу даже миллионов людей, оно есть преступление и не оправдывается этим благом. Короче говоря, есть принципы, входящие в само определение терминов "право", "правовое сознание", "правовое общество" и т.п. Заметь, в них нет никакого конкретного содержания (например, не говорится, кого и за что наказывать и как). Они касаются лишь формального механизма его действия. Одно дело - плохое или хорошее право в данном обществе. И другое дело - есть или нет вообще какое-либо право. Нарушение принципов, входящих в самые определения права, правового сознания и т.п., означает, что эти термины просто неприменимы к данному обществу, Представь себе, некто А совершил дело, которое не нравится властям и народу, но за которое нельзя привлекать к суду, ибо это дело не есть нарушение законов. Но какие-то органы власти привлекают А к суду и наказывают. Согласно кодексу данной страны все лица, сделавшие это в отношении А, преступники. Власти, прикрывающие их действия, - соучастники преступления, т.е. тоже преступники. Народ, знающий, что А юридически невиновен и что власти поступили с ним не по закону, но не восстающий против действий властей, есть соучастник преступления. И тоже преступник. Так что логически мыслима ситуация, когда целый народ преступен по отношению к одному человеку. Это словесная казуистика, говорит Она. На такой казуистике держится вся правовая цивилизация. А если интересы народа..., говорит Она. Тогда правовой кодекс - липа, говорит Он. Тогда общество не является правовым. Общество, провозглашающее в качестве официального принципа лозунг, согласно которому интересы народа в целом превыше интересов отдельного человека, есть общество неправовое. Только и всего.

Tags: исторические параллели, мастера культуры?, российская ментальность, социальная история
Subscribe

  • Про статьи Путина.

    Сидел бы на пенсии, писал бы статьи, - одну про надоевшую ВОВ, а вторую про такую же надоевшую Украину. Начну со второй - все эти экскурсы в историю…

  • Англичанка гадит!

    Это британская газета, издавалась в СССР в 1942-50-х гг. правительством Британии. Совершенно свободно распространялась в СССР. У меня…

  • В пещерах и горах.

    На днях путешествовал. Аж три монастыря с пещерами почтил своим присутствием!:)- С каждым годом все зеленее и зеленее - скоро совсем будут…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments

  • Про статьи Путина.

    Сидел бы на пенсии, писал бы статьи, - одну про надоевшую ВОВ, а вторую про такую же надоевшую Украину. Начну со второй - все эти экскурсы в историю…

  • Англичанка гадит!

    Это британская газета, издавалась в СССР в 1942-50-х гг. правительством Британии. Совершенно свободно распространялась в СССР. У меня…

  • В пещерах и горах.

    На днях путешествовал. Аж три монастыря с пещерами почтил своим присутствием!:)- С каждым годом все зеленее и зеленее - скоро совсем будут…