byacs (byacs) wrote,
byacs
byacs

Categories:

Воспоминания. Нечто о былинах и общественных стереотипах.

Прочитал http://probegi.udaff.com/Critic/krylov1.htm http://probegi.livejournal.com/2776726.html очень интересную статью о создании общественно приемлемого мифологического образа прошлого. Совершенно верно указывается, что на Западе такой общеевропейской мифологией являются сочинения Дж.Р.Р. Толкиена, адептов которого немало и в России. Однако статья не совсем об этом, а о том, как некоторые не слишком умные российские деятели пытаются создать на «национальной основе» так сказать «антизападный миф», используя отрицательных персонажей из Толкиена.
Так вот. В связи с этим мне вспомнился один забавный случай, произошедший со мной лет 10 назад. Я был в гостях у своего дальнего родственника, а у него среди гостей был один полковник тогда еще милиции. Зашел разговор о политике и т.д. и т.п. Уже в те времена пошла мода на «национальное возрождение»: православие, державность и народничество (я не оговорился) именно народничество, - то есть современная интерпретация доктрин домарксовых социалистов 19 в. – общинность, «социальная справедливость», «олигархи обворовали» и пр. чепуха.
Полковник завел разговор о царящей в России «безнравственности», насилии, жестокости и т.п. на телевидении, в печати. И сказал, что он своим детям предлагает не смотреть и не читать «западные» сказки, а советует русские былины, сказки про героев, хороших людей, Аленушку…
(Кстати, как выяснилось впоследствии, полковник заходил в гости к моей соседке. Я, конечно, не знаю точно, но, возможно, что они читали вместе Псалтырь. А увидев меня, он сделал вид, что меня не узнал. О чем я сказал соседке. Она принесла за него извинения, сказала, что он стесняется).
Мы изрядно выпили. И тут во мне разгорелся полемический задор. Я ему говорю, что лучше русские былины и сказки вообще не читать, равно как и европейские, тем более современным детям, поскольку в них как раз полно «безнравственности», насилия, жестокости и т.д.  Мне начали возражать. Потребовали доказательств. А они находились прямо перед носом, - на книжной полке.
Речь идет о сборнике русских былин.
1000308148
«Былины» Составление В.И. Калугина
Серия «Сокровища русского фольклора». М., 1991.
В качестве примеров я процитировал (покопавшись в книжке) и пересказал две былины:
«Илья Муромец и дочь его» и «Дунай». Этого вполне достаточно для иллюстрации, поскольку внимательный читатель, прочитавший хотя бы бегло русский, да и любой другой эпос найдет в нем избыток жестокостей. А у нас, как водится, все всё знают, но никто ничего не читал и сам не видел.
Итак, если кратко, - Илья Муромец сражается в открытом бою с «поляницей», т.е. богатыршей и ее побеждает, потом ее е…т (а что вы хотели от богатыря? Чтоб цветов подарил?). Далее он узнает кто она такая. Но в разных вариантах (как будет показано это принципиальный вопрос) сначала узнает, а потом е…т.
Богатырша отвечает:
Говорила поленица таковы слова:
«Ты удаленький дородный добрый молодец,
Ай ты славный богатырь святорусскии!
Когда стал ты у меня да и выспрашивать,
Я про то стану тебе высказывать.
Есть я родом из земли да из Тальянскои,
У меня есть родна матушка честна́ вдова,
Да честна вдова она колачница,
Колачи пекла да тем меня воспи́тала
А й до полнаго да ведь до возрасту.
Тогда стала я иметь в плечах да силушку великую,
Избирала мне матушка добра коня,
А й добра коня да богатырского,
И отпустила меня ехать на Святую Русь
Поискать себе да родна батюшка,
Поотведать мне да роду племени».


Тут Илья Муромец не растерялся:
Называл ее себе дочерью любимою.

«А когда я был во земле во Тальянскою,
Три года служил у короля тальянского,
Да я жил тогда да у честной вдовы,
У честной вдовы да у колачницы,
У ней спал я на кроватке на тесовоей
Да на той перинке на пуховоей [...]».

Интересный поворот. Тут происходит трогательное родственное прощание, но на этом сказание не заканчивается:
Они сели на добрых коней да поразъехались

Она ехала раздольицем чистым полем,
На коне она сидела, пораздумалась:
«Хоть съездила на славну на Святую Русь,
Так я нажила себе посмех великии:
Этот славныи богатырь святорусскии,
Ай назвал тую мою матку б...,
Меня назвал б... .
Я поеду во раздольице во чисто поле
Да убью-то я в поле богатыря,
Не спущу этой посмешки на Святую Русь,
На Святую Русь да и на белый свет».


Богатырша решает возвратиться, что бы прикончить своего отца.
Однако Илья Муромец, как известно, не промах:

Пробудился он звону от крестового,
А й вскинул-то свои да ясны очушки,
Как над верхом стоит поленичища удалая,
На добром коне на богатырскоем,
Бьет рогатиной звериной по белой груди.
Тут скочил-то как Илья да на резвы́ ноги,
А схватил как поленицу за желты́ кудри,
Да спустил он поленицу на сыру́ землю,
Да ступил он поленице на праву́ ногу,
Да он дернул поленицу за леву́ ногу,
А он надвое да ее поро́зорвал,
А й рубил он поленицу по мелким кускам.
Да садился-то Илья да на добра коня,
Да он рыл-то те кусочки по чисту полю,
Он перву половинку кормил серым волкам,
А другую половину черным воронам.


В былине о Дунае Ивановиче, - сюжет проще, не такой заковыристый. Все бухают на пиру. Дунай напился и решил побыковать. Вызвал свою жену (беременную светозарным младенцем) поучаствовать в «забаве богатырской». Один стреляет из лука, другой должен увернуться от выстрела. Само собой, что Дунай стреляет в жену (ну не жена ж в него, какой богатырь на такое согласится?). В результате он смертельно ее ранит. Дунай сильно расстроился от совершенного, и в порыве покончил с собой, зарезавшись на трупе жены. Из смешавшейся крови, уже трех человек (светозарный младенец) родилась река Дунай.
Замечательные картины Константина Васильева есть на этот сюжет.
i (4)
imgB
В общем, мой рассказ с цитатами поверг товарищей в некоторый ступор. Дискуссия так сказать завершилась.  

Какой вывод из этого можно сделать?
На обыденном уровне принцип историзма совершенно не принимается во внимание. Хотя о нем всем хорошо известно, - «нынче, не то, что давече». Факты, явления нужно рассматривать исключительно в контексте эпохи. Нельзя применять нынешние нормы к людям, жившим столетия назад.
Социальный смысл древних сказок как раз и заключался в подготовке ребенка к «взрослой» жизни и проработке на «сказочном» уровне возможных жизненных ситуаций.
Однако какой-то нам взять смысл из древних сказок? Это тот, о котором выше написано?
Вот потому то и существуют Толкиены, где пересказаны древние былины в современной, поучительной, социально приемлемой форме.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Опять в Куробласти.

    Говорят, хохлы РККАРФ наваляли... Что лишний раз доказывает, что РККА говят и учат не тому, чему надо. Вот на юге наступление более-менее…

  • На молитву!!! Шапки дооолой!

    Отлично показано богослужение у протестантов - не знаю, прыгуны какие-то или чо-то в этом роде. Это настолько подлино, я думаю их по-настоящему…

  • Хлебать величие полной ложкой...

    Печальна судьба тех, кто всерьез купился (и купится) на величие, традиционные ценности, победу в СпецВОВ и проч. лабуду. И настоящие сторонники этой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments