byacs (byacs) wrote,
byacs
byacs

Category:

Про стереотипы.

Есть такой стереотип, что в Европах якобы не мылись, а вот русские в банях, были самые чистые и пр. и пр.
На самом же деле все куда проще. Привычка к регулярной гигиене появилась не так давно - мытье рук, мыло и пр. в среднем лет 200 назад.

Но самый прикол в том, что в России-то все эти вещи стали частью повседневности гораздо позже.

Вот, пример- рассказ Николая Лескова - это примерно середина 19 века - где-то 150 лет назад...

На мысль меня навел http://serg-slavorum.livejournal.com/2418508.html



//Самым любимым занятием у всех было "искаться". {Пишут, что это же самое составляло главное занятие русских поселенцев, которых перевезли в 1892 году на океанском пароходе из Одессы во Владивосток. Впрочем, этих, кроме "вшей", занимали еще карты, которых у нас не было. (Прим, автора.)} Это было что-то вроде спорта.


   Мужики, бабы, дети -- все постоянно искались, и занятие это было не только препровождением времени, но оно было вызвано и настоятельною необходимостью, потому что вошь ела "народы" беспощадно.


Я не знаю, что такое называют вшивой болезнью, но думаю, что она не должна быть страшнее того, что я видел на переселенческих барках. Никакие усилия очиститься от насекомых не помогали. Несмотря на то, что крестьяне очень невзыскательны насчет опрятности, тут они взвыли:


   -- Съела вошь!.. Жалуйте -- милуйте!... в глаза лезет: зрак хочет выпить!


   По баркам было неприятно и страшно ходить. Особенно ночью или в жаркую пору дня, когда истома размаривала людей и они хотели спать, но не могли крепко заснуть от зуда, который производили насекомые. В немом исступлении все скреблись ногтями и ерзали на одном месте или катались на пядь в одну сторону и на пядь в другую и потом вдруг вскакивали, сидели, поводя вокруг осовевшими глазами, -- иногда плакали и всегда непременно все "чухались". И это как только начнется в одном месте, так и "пойдет котильоном" повсеместно.


   Своей скверной и ужасающей нечистоты люди не стыдились нимало, да и до того ли им было, чтобы стыдиться, когда они от этого так ужасно страдали! Петра Семенова они боялись, но мне прямо совали покрытых вшами детей с отвратительными расчесами и кричали:


   -- Смотри-ка крестьян-то грапских, смотри! Отпиши ему: вот, мол, воши-то младенца-то божьего совсем источили.


   Средств от этого не было никаких, и ни Петр, ни его сын, ни колесник с Михайлой ничего для облегчения людей не делали.


   Бани нет, прудить (то есть калить белье) перед костром -- нельзя, потому что на барках невозможно развести такое обширное пламя, перед которым все народы обнаготились бы, и остается терпеть. Но этого изо дня в день нельзя терпеть!


   Орловские и курские мужики моются редко и плохо, потому что бань для этого они и дома не имеют, но дома они хоть парились изредка в тех самых печах, где пекли свой хлеб, а на барках и этого сделать невозможно! -- Пропадаем? -- кричали они с отчаянными рыданиями, -- вошь заточила до смерти!


   А мы все-таки ничего не могли для них сделать.


   Правда, им было дозволено с барок купаться, но "народы" этого не хотели.


  Крестьяне смотрят на купанье так, что это хорошо только для "прохлажденья", но мыться в негретой воде нельзя, и это мытье, хотя бы и с мылом, ни к чему будто бы не ведет.


   -- Да и мыться при барках негде: мужики будут глядеть на баб... Только стыд один; а кроме того, вошь от холодной воды еще пуще множится.


   Словом, они купаться в реке не хотели. Тогда Петр с сыном решили их "поневолить", но они не захотели раздеваться, и мужики говорили, что их будто "лихоманка бьет", а бабы сказывали, что они "на себе имеют" и тому подобное.


   Петр Семенов тотчас же обратил на это мое внимание и сказал:


   -- Вы должны это остановить: разве не слышите, что они все в одно слово кричат?.. В одно слово кричать нельзя!


   После этого Петр Семенов стал употреблять меры понуждения в виде толчков и затрещин, а я положил пустить свое заступничество и сделал это, всячески охраняя самолюбимый престиж распорядителя.


   Он выслушал и, побледнев, ответил спокойно:


   -- Ах, значит, вы желаете, чтобы этот "продукт" не побуждать больше?


   -- Не так побуждать!


   -- А как же? А я не знал как...





Tags: Россия, историческая память, исторические параллели, российская ментальность
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Голова...

    Один из подзабытых русских писателей и общественных деятелей конца 19 в. Рекомендую его книжку - один из лучших критиков марксизма.

  • Июльские находки.

    около месяца назад шди сильные дожди. Люблю после них пройтись - всегда что-нибудь найдешь интересное. Явно археология - черепки попадаются.…

  • Советские чудеса.

    Газета 1937 г. Табак, подсолнечник - не удивтельно, еще в 19 веке культивировали в наших краях. А вот выращивание хлопка - чудеса. Это же юг…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

Recent Posts from This Journal

  • Голова...

    Один из подзабытых русских писателей и общественных деятелей конца 19 в. Рекомендую его книжку - один из лучших критиков марксизма.

  • Июльские находки.

    около месяца назад шди сильные дожди. Люблю после них пройтись - всегда что-нибудь найдешь интересное. Явно археология - черепки попадаются.…

  • Советские чудеса.

    Газета 1937 г. Табак, подсолнечник - не удивтельно, еще в 19 веке культивировали в наших краях. А вот выращивание хлопка - чудеса. Это же юг…