
А вот текст:
17 сентября 1939 г. 2 часа
Ночь темная и тихая, но никто не спит. Получен приказ наркома: взять под защиту украинский и белорусский народы, населяющие Польшу, и вызволить их из-под тяжелого ига панов. Чувство у всех приподнятое. Многие пляшут, поют, смеются. Уже проверили оружие, получили патроны, командиры дают инструктаж.
В ночной тишине колонной движутся танки, бронемашины, тяжелая артиллерия.
17 сентября 1939 г. 16 часов
Как много событий за один день!
Последние метры родной земли. Уже виден первый польский город Корец. На рубеже лежит сваленный танком польский пограничный столб. Возле него – 6 польских солдат и один капрал, охраняемые двумя нашими пограничниками.
На улыбающихся лицах пленных можно прочесть: «Наконец-то кончилась пора наших страданий». Проезжаем, не останавливаясь. Навстречу нам бегут ребята школьного возраста, они приветствуют нас, что-то кричат по-украински, по-польски, по-русски.
Корец! Мы въезжаем в этот небольшой, но красивый городишко, и он, видимо, никогда так празднично не выглядел как сегодня, никогда не был таким людным и волнующим. Нам машут фуражками, шляпами, цветами, платочками. Нас приветствуют рабочие, интеллигенция, учащиеся.
Слезы счастья видны на глазах у многих, и люди не стыдятся своих слез.
Мы останавливаемся на несколько минут. Нас засыпают вопросами. Спрашивают о Советском Союзе, просят показать портрет товарища Сталина. Заместитель политрука тов. Крылатый достал из полевой сумки брошюру с портретом вождя и газету с портретом тов. Молотова и показывает ее окружающей публике. Все стремятся взглянуть на портреты родных и близких людей.
Рабочий-камнедробильщик, проталкиваясь показывает свои мозолистые руки и говорит, что он уже полгода безработный, вся его семья голодает. «Теперь, - говорит он, - я буду сыт и счастлив».
18 сентября.
Вчера мы продвинулись больше, чем на 40 километров на запад.
В каждом поселке, деревне, хуторе мы встречаем радушный прием. На всех остановках наши машины окружают тесным кольцом, нас спрашивают без конца. Вот подошла женщина средних лет:
- Родные , - говорит она, - вы пришли по указанию Сталина?
- Да.
- Спасибо ему… - И она вытерла накатившиеся на глаз слезы благодарности.
В селе Сенев нет отбоя от молодежи, все они приходят и просят, чтобы их взяли с собою, они хотят посчитаться с панами.
Внезапно польский самолет открыл пулеметный огонь по нашей колонне, но пули ложились впереди нас. Не успел самолет выпустить и одной пулеметной очереди, как был сбит меткими винтовочными выстрелами наших бойцов.
Наш передовой отряд, которым командовал лейтенант Виноградов, разоружил группу поляков в 250 человек, среди них полковник и несколько офицеров.
21 сентября
Утром въехали в г. Луцк. Из автомашин бросаем газеты, брошюры. Население жадно бросается за литературой.
Все поражены обилием техники в Красной Армии.
В эти дни крестьяне забыли о работе, они впервые разогнули спины не боясь, что их ударят. Они встречали счастье своей жизни.
Вечереет. Колонна останавливается на ночлег. Мы занимаем оборону. Слышна артиллерийская перестрелка. У Ковеля поляки концентрируют силы, готовя бой. Просчитаетесь, господа!
23 сентября.
Темпы нашего движения не ослабевают. Попытка поляков остановить нас у Ковеля не увенчалась успехом. Мы разоружили два эшелона солдат, один бронепоезд, захватили 2000 лошадей и много военного имущества и оружия.
Кое-где отступая, поляки взорвали мосты, это несколько мешает движению. Исправлять мосты нам помогают местные жители. Селяне деревни Мощены – Иван Мославский, Филипп Башенчук и другие по своей инициативе под руководством земляка Романа Савченко восстановила разрушенный мост до прихода наших частей.
27 сентября.
Произошел интересный случай с лейтенантом тов. Белозеровым. Будучи делегатом связи он выехал по заданию. По дороге он заметил, как колонна польских войск шла в лес. Лейтенант мгновенно составил дерзкий план. Он послал местного жителя к полякам с ультиматумом, чтобы колонна немедленно сдалась, иначе будет открыт пулеметный огонь. Во время переговоров тов. Белозеров сделал два выстрела из револьвера. В рядах поляков произошло замешательство.
Тов. Белозеров взял в плен более 100 солдат и 21 подводу с имуществом.
1 октября
Сегодня произошло большое сражение. Остатки офицерских частей, жандармы, полицейские и прочие матерые враги, заняв выгодное стратегическое положение решили дать нам бой.
Первым попало под обстрел подразделение тов. Мишоченко. Подразделение быстро окопалось, завязался бой. Прорвать перешеек было невозможно, поляки стреляли бронебойными снарядами из противотанковых орудий. Нужна была военная хитрость.
Красная разведка, по заданию командования, обошла противника с фланга, преодолев болота, и ракетой сообщила о местах скопления противника. Грянули залпы артиллерии.
За озером, на опушке леса, находилось 600 сабель польской кавалерии. Ее решил атаковать кавалерийский эскадрон в 40 сабель под командованием политрука тов. Дидковского. 40 против 600!
Вихрем выскочили красные кавалеристы на врага. С кличем: «За родину! За Сталина!» они смяли ряды поляков. Враг не выдержал, дрогнул, а затем в панике начал отступление, оставив на поле боя 200 человек убитыми.
Лес, болото, озеро. Ружейно-пулеметная стрельба, раскаты орудийных залпов, порох и дым. Под черной пеленой, окутавшей лес идет жестокая схватка с врагом. Отборную польскую дивизию штурмует один полк с придачей ему мелких частей.
Долгий бой закончился полным разгромом врага.
Задание партии и правительства выполнено. Народы Западной Украины навсегда освобождены от панского ига.
В. ФИЛОНОВ.
Зам. политрука.
Западная группа.
Journal information