byacs (byacs) wrote,
byacs
byacs

Categories:

Русская попса - "На сопках Маньчжурии".

Блогер klim_vo разместил пост http://zampolit-ru.livejournal.com/4160611.html об известном вальсе «На сопках Маньчжурии» и песне. Сама мелодия довольно известна за пределами России. Хотелось бы сказать несколько слов о тексте песни и о композиторе Шатрове.
На сопках Маньчжурии
На сопках Маньчжурии — русский вальс начала XX века, посвящённый мокшанским воинам, погибшим в русско-японской войне. Автор — Шатров Илья Алексеевич.
История
По объявлении мобилизации 1 июня 1904 г. Мокшанский полк развернулся в полевые пехотные полки - 214-й Мокшанский (54-й дивизии) и 282-й Черноярский (71-й дивизии).
В 214-м Мокшанском полку числилось: 6 штаб-офицеров, 43 обер-офицера, 404 унтер-офицера, 3548 рядовых, 11 конных ординарцев и 61 музыкант.
За войну с Японией 1904-1905 гг. мокшанцы потеряли: убитыми - 7 офицеров и 216 нижних чинов, ранеными - 16 офицеров и 785 нижних чинов, пропали без вести - 1 офицер и 235 нижних чинов (полагали убитыми, но не опознанными).
Одно из кровопролитных сражений состоялось под Мукденом и Ляояном. Мокшанцы одиннадцать суток не выходили из боев, удерживая свои позиции. На двенадцатый день японцы окружили полк. Силы оборонявшихся были на исходе, заканчивались боеприпасы. В этот критический момент в тылу у русских заиграл полковой оркестр, которым дирижировал капельмейстер Илья Алексеевич Шатров. Сменяли друг друга марши. Музыка придавала солдатам силы, и кольцо окружения было прорвано.
За этот бой семь оркестрантов были удостоены Георгиевского креста, а сам капельмейстер - ордена Станислава 3-й ст. с мечами.
К 18 сентября 1906 г. полк переведен в Самару, где капельмейстер Мокшанского полка И.А.Шатров издал ставший всемирно известным вальс "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии".
Популярность его была необычайно высока. Только за первые три года после написания вальс переиздавался 82 раза. Граммофонные пластинки с написанной Шатровым музыкой выпускались огромными тиражами. За границей этот вальс даже назвали "национальным русским вальсом". Только в дореволюционные годы на популярную мелодию было написано несколько вариантов текста.
Текст
Из-за широкого распространения некоторые куплеты видоизменялись при устной передаче, так что можно встретить несколько другие его варианты.
Вариант слов 1906 года Степана Гавриловича Петрова (Скитальца) (первый)
Страшно вокруг,
И ветер на сопках рыдает
Порой из-за туч выплывает луна,
Могилы солдат освещает.
Белеют кресты

Далёких героев прекрасных.
И прошлого тени кружатся вокруг,
Твердят нам о жертвах напрасных.
Средь будничной тьмы,
Житейской обыденной прозы,
Забыть до сих пор мы не можем войны,
И льются горючия слезы.
Плачет отец,
Плачет жена молодая,
Плачет вся Русь, как один человек,
Злой рок судьбы проклиная.
Так слёзы бегут
Как волны далёкого моря,
И сердце терзает тоска и печаль
И бездна великого горя!
Героев тела
Давно уж в могилах истлели,
А мы им последний не отдали долг
И вечную память не спели.
Мир вашей душе!
Вы погибли за Русь, за Отчизну.
Но верьте ещё мы за вас отомстим
И справим кровавую тризну!
Дореволюционный вариант исполнения
Вовек не забыть нам
Этой ужасной картины,
И то, что Россия могла пережить
Беды и позора годины!
В китайской (вар.) японской земле
На дальних равнинах Востока
Осталися тысячи наших лежать
По воле несчастного Рока.
Зачем же зачем
Над нами судьба посмеялась,
И так бесполезно, без всякой нужды
Солдатская кровь проливалась?!
И в сердце теперь
Осталась надежда на тризну
Со знаньем Судьбы умираем за Русь,
За Веру, Царя и Отчизну!
Пережили мы
Бездну великого горя,
И слёзы невольно бегут из очей,
Как волны далёкого моря.
Рыдают отцы,
Матери, дети, вдовицы,
А там далеко на манчжурских полях
Белеют кресты и гробницы.
Мир вашей душе,
Народные наши витии!
Примите последний прощальный привет
От горестной скорбной России!
Вариант Алексея Ивановича Машистова (послереволюционный)
Ночь подошла,
Сумрак на землю лёг,
Тонут во мгле пустынные сопки,
Тучей закрыт восток.
Здесь, под землёй
Наши герои спят
Песню над ними ветер поёт
И звёзды с небес глядят.
То не залп с полей пролетел —
Это гром вдали прогремел.
И опять кругом всё спокойно,
Всё молчит в тишине ночной.
Спите бойцы,
Спите спокойным сном.
Пусть вам приснятся нивы родные,
Отчий далёкий дом.
Пусть погибли вы в боях с врагами,
Подвиг ваш к борьбе нас зовёт!
Кровью народной омытое знамя
Мы понесём вперёд!
Мы пойдём навстречу новой жизни,
Сбросим бремя рабских оков!
И не забудут народ и Отчизна
Доблесть своих сынов!
Спите, бойцы,
Слава навеки вам.
Нашу отчизну, край наш родимый
Не покорить врагам!
Ночь. Тишина.
Лишь гаолян шумит.
Спите, герои, память о вас
Родина-мать хранит.
Довоенный вариант вальса
Тихо вокруг.
Сопки покрыты мглой.
Вот из-за туч блеснула луна,
Могилы хранят покой.
Белеют кресты —
Это герои спят.
Прошлого тени кружатся вновь,
О жертвах боёв твердят.
Тихо вокруг,
Ветер туман унёс,
На сопках манчжурских воины спят
И русских не слышат слёз.
Плачет, плачет мать родная,
Плачет молодая жена,
Плачут все, как один человек,
Злой рок и судьбу кляня.
Пусть гаолян
Вам навевает сны,
Спите, герои русской земли,
Отчизны родной сыны.
Вы пали за Русь,
Погибли за Отчизну.
Но верьте, мы за вас отомстим
И справим мы славную тризну.
Вариант Павла Николаевича Шубина (1945 года)
Меркнет костер,
Сопки покрыл туман.
Легкие звуки старого вальса
Тихо ведет баян.
С музыкой в лад,
Припомнил герой-солдат
Росы, березы, русые косы,
Девичий милый взгляд.
Там, где ждут сегодня нас,
На лугу в вечерний час,
С самой строгою недотрогою
Танцевали мы этот вальс.
Вечера свиданий робких
Давно прошли и скрылись во тьму…
Спят под луною маньчжурские сопки
В пороховом дыму.
Мы сберегли
Славу родной земли.
В битвах жестоких мы на Востоке,
Сотни дорог прошли.
Но и в бою,
В дальнем чужом краю,
Припоминаем в светлой печали
Родину-мать свою.
Далека ах, далека
В этот миг от огонька.
В ночи хмурые из Маньчжурии
Уплывают к ней облака.
В темный простор,
Мимо ночных озер,
Легче, чем птицы, выше границы
Выше сибирских гор.
Покидая край угрюмый,
Летят за нами в радостный пусть
Все наши самые светлые думы,
Наша любовь и грусть.
Меркнет костер,
Сопки покрыл туман.
Легкие звуки старого вальса
Тихо ведет баян.
Источник: http://rufact.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%20%D1%81%D0%BE%D0%BF%D0%BA%D0%B0%D1%85%20%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D1%87%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B8
Шатров Илья Алексеевич
Шатров Илья Алексеевич
Шатро́в Илья́ (И́лий) Алексе́евич (1 апреля 1879 — 2 мая 1952) — русский военный музыкант, капельмейстер и композитор, майор.
Биография
Вальс «На сопках Маньчжурии» прославил военного музыканта и композитора Илью Алексеевича Шатрова. Популярность вальса до сих пор возбуждает интерес к личности автора. За десятилетия после кончины знаменитого капельмейстера появилось множество статей в журналах, газетах и сборниках, а в 1978 г. в Воронеже опубликована небольшая книга В.К. Степанова «Капельмейстер - Илья Шатров». Читатель обнаружит немало разночтений в публикациях, посвященных известному музыканту. Сегодня его биография наполнена мифами, домыслами и ошибками. Среди ряда статей выделяются публикации Г. Еремина, Л. Ереминой и Ю. Окунцова, которые имеют документальную основу и исправляют многие неточности в биографии Ильи Шатрова.
И.А. Шатров родился 1 апреля 1879 г. в небольшом уездном городе Землянске Воронежской губернии. Однако на беломраморной плите, установленной на могиле композитора, вызолочены даты жизни 1885-1952. Многие исследователи считают, что музыкант родился 1 апреля 1885 г. Поэтому в Тамбове в 2005 г. отмечалось 120-летие известного земляка. Эта версия не верна: во всех личных анкетах и автобиографиях Илья Шатров писал, что родился в 1879 г.
Будущий композитор происходил из купеческой семьи. Его отец - Алексей Михайлович имел булочную и чайную. После того как отца призвали в армию, семейное дело возглавил дядя И.А. Шатрова - Михаил. Отец вернулся из армии унтер-офицером и, как отмечал Илья Алексеевич в автобиографии, устроился на службу в земство. В отсутствие отца воспитанием Ильи занимался дядя Михаил, который способствовал развитию у мальчика музыкальных способностей. Он приобрел для племянника балалайку и гармонь, и начинающий музыкант освоил их самостоятельно. Примечательно, что дочь Михаила - Елена (в замужестве Фафинова) также связала свою жизнь с музыкой: она окончила Московскую консерваторию и выступала в Большом театре.
После смерти отца Ильи в 1893 г. мать поступила на работу в землянскую богадельню, а его определили через местного уездного воинского начальника воспитанником взвода трубачей в Гродненский гусарский полк в Варшаву. До этого И.А. Шатров окончил четырехклассное начальное и трехклассное уездное училища.
В полковой музыкальной команде Илья освоил барабан и духовые инструменты. В 1895 г. он поступил в Варшавский музыкальный институт, который окончил в 1900 г. со званием военного капельмейстера. Однако существует мнение, что И.А. Шатров окончил институт в 1903 г. Опубликованный текст выпускного аттестата, датированного 13 сентября 1900 г. и подписанного директором и членами педагогического совета, доказывает ошибочность этой версии.
Окончив институт, капельмейстер Илья Шатров вернулся в родной Землянск, где оставался до 1903 г. В марте 1903 г. его назначили капельмейстером 214-го Мокшанского резервного батальона, в котором прослужил до расформирования части в 1910 г. Прибыв в Златоуст, - место дислокации батальона, - Илья Алексеевич принял на себя руководство оркестром. В Златоусте он познакомился с местными любителями музыки: священником Симеоновской церкви Лавром Иродионовичем Фенелоновым и его женой Ольгой Аркадьевной. Она хорошо играла на пианино и музицировала с молодым капельмейстером. В музыкальный кружок также входили врач заводского госпиталя Эдуард Шлипер и учитель Евгений Симбирцев (они играли на скрипке). Здесь же И.А. Шатров приобрел подержанное пианино фирмы «Шредер» и занимался на нём композицией.
Перед Русско-японской войной 214-й Мокшанский резервный батальон был развернут в полк, для чего в Екатеринбурге сформировали второй батальон под командованием подполковника А.П. Семенова. Туда же 28 мая 1903 г. со своим оркестром прибыл И.А. Шатров. Екатеринбургская газета «Урал» 1 июня 1903 г. сообщала: «Военный оркестр Мокшанского резервного батальона, в числе 18 человек, на днях прибыл в Екатеринбург на постоянное жительство, так как с января будущего 1904 года сюда переводятся ещё 2 роты означенного батальона. Теперь, по крайней мере, музыкальный слух местных жителей не будут резать дисгармонические звуки существующего у нас духового крыловского «Квартета», играющего на катке». Через два дня, 3 июня, та же газета констатировала в информации «Екатеринбургский ипподром»: «Во время бегов играл хор музыки 214-го Мокшанского батальона. Исполнение прекрасное: видно знание дела и большая подготовка. Людям, не заинтересованным спортом, стоило быть на бегах даже ради того, чтобы послушать музыку военного оркестра, превосходящую исполнением наши бальные оркестры». Игра военного оркестра впечатлила Екатеринбург, но музыканты недолго радовали горожан: в конце января 1904 г. началась Русско-японская война.
В Златоусте развернулось формирование новых частей: 214-го Мокшанского и 282-го Черноярского пехотных полков. Для этого из Екатеринбурга в Златоуст перевели второй батальон, при котором состоял оркестр И.А. Шатрова, причисленный к Мокшанскому полку. Летом 1904 г. завершилось комплектование воинских частей, а 30 июня в Златоуст прибыл император Николай II, сопровождаемый наследником престола великим князем Михаилом и многочисленной свитой. Оркестр под руководством капельмейстера Ильи Шатрова играл на параде перед государем. Николай напутствовал воинов и благословил полки на ратные подвиги в боях с японцами на сопках Маньчжурии.
4 июля 1904 г. Златоуст торжественно проводил Мокшанский полк на войну. Около месяца ехали мокшанцы поТранссибирской магистрали до Маньчжурии. 31 июля они прибыли в Мукден. Полк занял позиции на левом фланге русской армии - под Ляояном на Далинском перевале, который успешно оборонял во время ляоянских боёв. Далее воины с Урала участвовали в сентябрьских сражениях на реке Шахэ.
Мукденское сражение в феврале 1905 г. прославило имя Мокшанского полка. 18 февраля полк вступил в сражения с атакующими силами японской армии. Мокшанцы десять дней держали оборону и контратаковали неприятеля. Они не позволили японцам окружить русские войска и прикрывали отступление армии. В этих сражениях отличился полковой оркестр, руководимый И.А. Шатровым. Музыканты сопровождали звуками марша контратаки полка. В героических сражениях под Мукденом был тяжело ранен и вскоре скончался командир полка полковник П.П. Побыванец. Итог войны для 214-го Мокшанского полка оказался печальным: он потерял свыше половины личного состава - 2339 человек убитыми и ранеными.
За героизм в боях воины-мокшанцы были представлены к наградам и знакам отличия: нагрудным - для офицеров, на головные уборы - для нижних чинов с надписью «За отличие в Русско-японской войне 1904-1905 гг.». Семеро музыкантов полкового оркестра награждены знаками Военного ордена, а оркестр получил серебряные трубы.
Боевые заслуги Ильи Алексеевича Шатрова также отмечены начальством. Приказом командующего 1-й Маньчжурской армии от 2 апреля 1905 г. «за отлично-усердную службу при военной обстановке» его наградили серебряной медалью с надписью «За усердие» для ношения на груди на анненской ленте. 24 октября того же года капельмейстер Илья Шатров удостоен серебряной медали «за отлично-усердную службу и особые труды», однако это было нарушение правил награждения: дважды вручена одна и та же медаль. Поэтому новым приказом капельмейстеру Мокшанского полка последнюю серебряную медаль заменили на золотую. Вскоре И.А. Шатров получил первый чин по табели о рангах - коллежского регистратора, и мог претендовать на орден. 20 января 1906 г. последовал приказ: «Капельмейстера 214-го Мокшанского полка Илью Шатрова взамен пожалованной... золотой медали с надписью «За усердие» для ношения на груди на Станиславской ленте... награждаю за разновременные отличия против японцев орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами». Таким образом, он стал вторым капельмейстером в русской армии, удостоенным столь высокой награды.
В сентябре 1905 г. война с Японией завершилась. Мокшанский полк ещё восемь месяцев находился в Маньчжурии. В мае 1906 г. его демобилизовали в Златоуст. Война оставила глубокий след в душе Ильи Шатрова. Он был впечатлён и потрясён страданиями, гибелью товарищей, убийством людей, всеобщим безумием. Переживания композитора выразились в вальсе «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» (ныне известен под названием «На сопках Маньчжурии»). Неизвестно, где была написана музыка. Очевидно, что это не одномоментный процесс. Идея нового произведения зародилась у И.А. Шатрова на фронте, а первая редакция вальса возникла летом 1906 г., когда капельмейстер находился в Златоусте. В сентябре того же года его полк перевели в Самару. Здесь произошло знакомство капельмейстера с педагогом и композитором О.Ф. Кнаубом (1866-1920). Он помог И.А. Шатрову завершить работу над вальсом, а затем издать ноты. В Самаре в 1907 появилось первое нотное издание вальса «На сопках Маньчжурии». В 1908 г. О.Ф. Кнауб переехал в Москву и организовал издательство, где активно публиковал ноты новой популярной мелодии. До 1911 г. ноты были переизданы 82 раза! Появились граммофонные пластинки с записью вальса. Так, только за первую половину декабря 1910 г. фирма «Зонофон» продала 15 тыс. пластинок.
Сочинение Ильи Шатрова отразило настроения и переживания всего российского общества. В музыке выразилось горе огромной страны, которая оплакивала погибших русских воинов. Поэтому произведение приобрело необыкновенную популярность. На музыку было положено несколько вариантов стихов. Наибольшее распространение получили слова, которые принадлежали известному русскому поэту и писателю С.П. Петрову (более известен под псевдонимом Скиталец). В годы Великой Отечественной и Советско-японской войн вальс пережил второе рождение: появились новые слова, но музыка осталась прежней и напоминала о событиях сорокалетней давности, когда русская армия терпела поражения на сопках Маньчжурии.
В Самаре молодой капельмейстер, влюблённый в купеческую дочь Александру Шихобалову, сочинил вальс «Дачные грёзы». Новый вальс также издавался О.Ф. Кнаубом и получил популярность. Но вскоре возлюбленная Ильи Шатрова умерла. Он тяжело переживал потерю. Чувства композитора выразились в музыке вальса «Осень настала». В 1907 г. И.А. Шатров женился на матери своей умершей любимой - вдове Е.П. Шихобаловой.
В апреле 1913 г. капельмейстера Илью Шатрова уволили в запас армии. Очевидно, до революционных событий 1917 г. композитор проживал в Самаре. В 1918 г. он оказался в Сибири. В Новониколаевске (ныне Новосибирск) музыкант тяжело заболел тифом, когда он выздоровел, то город уже был занят красными. В 1919 г. его мобилизовали в Красную Армию и назначили капельмейстером во 2-й кавалерийский полк пятой армии. Позже в одной из анкет И.А. Шатров отмечал, что принимал участие в боях против белых и японцев под Верхнеудинском и Читой. В 1921 г. демобилизовался.
В 1920-е гг. Илья Алексеевич Шатров преподавал музыку. В 1930-е гг. служил капельмейстером во 2-м запасном кавалерийском полку в Павлограде, Объединённой краснознамённой кавалерийской школе в Тамбове. Великую Отечественную войну он встретил на боёвом посту. В годы войны капельмейстер руководил оркестром танкового полка гвардейской механизированной дивизии. И вновь музыка И.А. Шатрова звучала на фронте и звала солдат на подвиги. Войну он закончил с двумя медалями и орденом Красной Звезды. Отечественная война возбудила композитора к творчеству. В 1945 г. появилось последнее произведение известного капельмейстера - «Голубая ночь над Порт-Артуром», но оно не получило распространения.
С 1947 Илья Шатров руководил военным оркестром 100 полка 31 гвардейской механизированной дивизии в Закавказском военном округе. Здесь ему присвоили звание майора. Начальник штаба полка в представлении отмечал: «На практической работе показал себя добросовестным, честным, исполнительным и энергичным офицером... Музыкальный взвод, находящийся в подчинении тов. Шатрова в ряде лет, по своей сыгранности и культуре исполнения репертуаров имеет ведущее место... Являясь автором вальса «На сопках Маньчжурии», владеет заслуженным авторитетом не только среди военнослужащих, а и всего народа Советского Союза» (май 1951 г.). Но знаменитый музыкант был уже стар, поэтому в 1951 г. он вернулся в Тамбов, где до конца жизни преподавал в Тамбовском суворовском училище. Композитор и создатель «русского национального вальса» скончался 2 мая 1952 г. и похоронен на тамбовском Воздвиженском кладбище.
Источник: http://rufact.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%20%D0%98%D0%BB%D1%8C%D1%8F%20%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
Кстати, Шатров был, наверное, первым русским композитором, который затеял (и выиграл) судебный процесс о нарушении его авторских прав.
А вот, в качестве примера японские исполнители, дуэт сестер The Peanuts (1960-70-е гг.) – «На сопках Маньчжурии» на японском языке, к сожалению, что они поют, не понимаю совсем.


Умели же делать в России попсу высокого качества!

Subscribe

  • Советские чудеса.

    Газета 1937 г. Табак, подсолнечник - не удивтельно, еще в 19 веке культивировали в наших краях. А вот выращивание хлопка - чудеса. Это же юг…

  • Новости из росдурдома...

    https://zona.media/article/2021/07/29/rabbi Кроме шуток - из росдурки приходят тревожные новости. Сторонники СССР решили замочить краснодарского…

  • О текущем моменте. 2.

    Надежды оппозиции на Байдена, равно как и на коллективный запад не оправдались. И вот почему - пока массы будут поддерживать режим, запад против…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments