byacs (byacs) wrote,
byacs
byacs

Categories:

Смерть литературы?

Приходится слышать, что якобы сейчас "перестали читать классику", "на которой мы выросли", "это наш культурный код" и пр. и пр.

А я скажу, что это во-первых не совсем так (как читали, так и читают... кому это действительно нужно), а во-вторых - а надо ли классику читать в таком большом количестве и зачем это?

Чтобы ответить на вопрос - надо спросить - а зачем читать?
Кто-то, так сказать, профессиональный читатель (таких читателей не очень много), а большинство читают для развлечения, причем тут нужно исключить чтение мануалов, личных писем и т.п.
А ведь развлечение это - для многих - как говорится - не напрячься. И тут сразу вопрос - к русской и советской классике- чтоб ее понимать достаточно ли знаний среднестатистического человека?
Ответ - нет. Любое произведение возьми, чтоб его понимать, надо объяснять сословное устройство общества, а также массу других вещей сейчас никому не понятных...

А оно надо?

Кроме того, в России литература была гораздо больше, чем литература. В силу авторитарного характера российского государства и отсталости российского общества, литература заменяла политику, философию, политологию, историю, социологию, а при советах и религию вдобавок.

А уж литературная критика и подавно:

Бердяев писал:

//Огромное значение, которое приобрела у нас публицистическая литературная критика во вторую половину XIX в., объясняется тем, что, по цензурным условиям, лишь в форме критики литературных произведений можно было выражать философские и политические идеи. //

Сейчас же (слава Богу) "выражать философские и политические идеи" можно совершенно свободно, потому и надобность в как этой литературоцентричности, так и литературной критике отпала..

Вот и выходит, что не литература "плохая" или писатели "не те", а общество стало совсем другим нежели оно было в 19 или 20 века...

В довершение гениальный отрывок из "Зияющих высот" Зиновьева приведу, это прям готовая иллюстрация к моему посту...

Под Распашонкой выведен умерший вчера Евтушенко:
ТЕАТР НА ИБАНКЕ

Огромной популярностью в этот период пользовался Театр на Ибанке. Полное его название - Малый Неакадемический Полухудожественный Театр Правды и Комедии на Ибанке имени Органов и т.п. Сокращенно - МНАПХТПИКНИИОБХС. Народ его называл просто Ибанкой. Он и сейчас в большом почете. А после того, как ибанское руководство, передушив всех неповинившихся и нераскаявшихся, решило показать всему миру, что в Ибанске никаких гонений на интеллектуалов нет, Театр, наряду с Художником, Распашонкой и столетним академиком, в юности дружившим с Исааком Ньютоном, выдвинулся в число ведущих явлений духовной жизни Ибанска на зависть БАПХТПИТЗИИБ... (Большому Академическому Полнохудожественному Театру Правды и Трагедии за Ибанкой имени Братии), Литератору и тремстам молодым академикам по физике, открывшим недавно изматрон. Но в то время его роль была качественно иной. Это был одновременно Якобыльский клуб, Кумвент и Винсовет интеллектуалистского движения Ибанска. Душой Театра был Режиссер, мозгом - Брат, совестью Распашонка.

Первоначально, еще во времена Хозяина, Театр был самодеятельной студией при Органах, где допускалась значительно большая свобода творчества, чем в прочих учреждениях Ибанска. После того, как Хозяин сдох, а его Член выбросили из Пантеона и зарыли у стены как рядового главу государства, студию отобрали у Органов и превратили в Театр, несколько сократили свободу творчества, зато разрешили новаторство. И Театр с поразительной быстротой расцвел и стал центром духовной жизни левых интеллектуалов. Тесной связи с Органами театр не терял, ибо без их поддержки он не просуществовал бы и недели. Не выдержал бы нападок со стороны Министерства Культуры, Это нормально, говорила по сему поводу Супруга. Театр Шекспира был при короле. Театр Мольера был при короле. Ибанский балет зародился под покровительством Императора. Даже БАПХТПИ... возник под покровительством Шефа Жандармов. Святая истина, поддакивал Брат. Бомарше был стукач. Мильтон был стукач. Оскар Уайльд был педераст. Бернард Шоу был... Всякое великое искусство нуждается в покровительстве со стороны сильных мира сего, сказал Распашонка. Разговор происходил в личной ложе Начальника Органов, от которой у Распашонки имелся собственный ключ.

Театр выдвинул и провел в жизнь два подлинно новаторских принципа. Первый принцип - актеры и декорации в театре не играют никакой роли. Играет режиссер. Это - театр режиссера, а не актера. Второй принцип - содержание пьесы не играет роли. Все зависит от того, как ее прочитать. И читать нужно старые пьесы, но по-новому. Например, они по-новому прочитали Шекспира. Гамлет выглядел как засидевшийся в кандидатах физик-лирик, воображающий себя гением, но не способный написать даже статейку в реферативный журнал, и обвиняющий в этом ужасные порядки при дворе датского короля, напоминающие порядки в рядовом НИИ Ибанска. Сам Шекспир, в общем положительно отозвавшийся о спектакле, заявил, что ему такой Гамлет даже не снился.

Исследователи долго будут ломать голову над секретом необычайного успеха Ибанки. Но секрета нет. Или, как установил Болтун, секрет был, но не в Ибанке, а в Ибанске. Если бы не было Ибанки, ибанские интеллектуалы избрали бы какое-нибудь другое, столь же безопасное место для своих сборищ и переживаний.

А дело происходило так. Избирает Режиссер пьесу, разрешенную начальством и бичующую язвы капитализма. Прочитывает ее по-новому. Совместно с Братом, разумеется. И с участием Распашонки, любимца Органов и американцев. И вот - спектакль. Зрителей битком. Половина - иностранцы. Другая - стукачи. Третья - остальные. В кассе билеты купить невозможно, ибо они распределяются по посольствам и министерствам. В зал со сцены летят слова: Репрессии, Расстрел, Концлагерь. Палачи... А у кого репрессии? У нас, конечно. У кого расстрелы? У нас. Кто палачи? Наши. И зал разражается бурными аплодисментами. Все встают и с восторгом смотрят друг на друга и на сцену. Все чувствуют себя участниками великого дела. И идут по домам продолжать трепотню с таким видом, будто они только что были на баррикадах или, по крайней мере, заявили смелый протест. Видя такое дело, начальство просит выкинуть из пьесы намеки на некоторые явления ибанской жизни недавнего прошлого. Теперь пьеса, бичующая язвы капитализма, изображает его так, будто там ничего подобного нет. Смотрите, говорят теперь зрители. Репрессий-то у них нет! А у нас? Концлагерей-то у них нет! А у нас? И разражаются бурными аплодисментами. И идут по домам обсуждать те же проблемы. А кое-кто из зрителей обдумывает при этом, под каким соусом посадить Н, чтобы особого шума не было, кого из знакомых зрителей привлечь в качестве эксперта, а кого - в качестве свидетеля.

Суть Ибанки, говорил Болтун, состоит в том, что в качестве декабристов начинают воображать тех, кто ставит разрешенную начальством пьесу о декабристах, предварительно обсудив постановку на братсобрании и заручившись одобрением высших идеологических инстанций. А зрители расценивают эту пьесу и свое участие в ее просмотре как участие в восстании. Это - явление в рамках ибанской официальности, желающее, чтобы его воспринимали как нечто выходящее за эти рамки, но не желающее из-за этого страдать и лишаться благ жизни.


Tags: Россия, СССР, исторические параллели, мастера культуры?
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Лох Даун!

    Все-таки ввели у нас в области. Но назвали каникулами. Общественные учреждения и крупные торговые центры закрыли. В общем все получилось так, как…

  • Дери паску!

    Мне никогда не было понятно хамство россиянской "элиты" по отношению к т.н. западу. Если по-простому говорить: хуля вы выебываетесь? Все активы вы…

  • Ковид чудовищный веет над нами...

    Сегодня объявили, что за прошлын сутки у нас в области 698 заболевших по официальным данным. А по неофициальным? Еще месяц назад никогда бы в это не…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Recent Posts from This Journal

  • Лох Даун!

    Все-таки ввели у нас в области. Но назвали каникулами. Общественные учреждения и крупные торговые центры закрыли. В общем все получилось так, как…

  • Дери паску!

    Мне никогда не было понятно хамство россиянской "элиты" по отношению к т.н. западу. Если по-простому говорить: хуля вы выебываетесь? Все активы вы…

  • Ковид чудовищный веет над нами...

    Сегодня объявили, что за прошлын сутки у нас в области 698 заболевших по официальным данным. А по неофициальным? Еще месяц назад никогда бы в это не…