byacs (byacs) wrote,
byacs
byacs

Categories:

"Остановился поезд", - об одном советском фильме.

Собственно фильм о предыстории перестройки. О нем совершенно верно написано, что он предопределил андроповское "закручивание гаек" - "укрепление трудовой дисциплины", что потом плавно перешло сначало в "ускорение", а потом и в "перестройку".
Вот, что написано о фильме в Википедии:

Ночью мчится на полном ходу поезд дальнего следования под электровозом ВЛ8. Прямо навстречу поезду мчится с уклона сцеп из шести грузовых платформ.Машинист в последний момент кричит помощнику: «Прыгай!», даёт экстренное торможение и героически погибает, беря на себя весь удар. Пассажиры, собравшиеся в вагоне-ресторане, в недоумении: откуда возникли эти роковые шесть платформ?…

В город, близ которого произошло столкновение, приезжает следователь Ермаков. Он устраивается в гостинице и с удивлением обнаруживает, что соседнюю кровать в одном с ним номере занял журналист, приехавший с целью написания статьи под названием «Подвиг машиниста». Никто не умаляет бесспорного героизма машиниста, однако, следователь справедливо заявляет: «Поменьше бы таких подвигов!» В ходе расследования выясняется, что сцепщик вагонов, упорно заявляющий, что положил — как положено по инструкции — два башмака под саморасцепившиеся платформы, на самом деле положил — и всегда так делал! — только один. Когда он узнаёт, что его «раскрыли», с ним случается удар; сцепщик попадает в больницу и вскоре умирает. Вслед за этим выясняется, что скоростемер на электровозе был неисправен и показывал заниженную скорость. Следователь направляется на тяговую часть, где устроили гражданскую панихиду машинисту, и обличает начальника депо в осознанном выпуске на линию неисправного локомотива. С выходом статьи «Подвиг машиниста» весь город ополчается против следователя: «Вам виноватые нужны?! Пусть лучше это будет подвиг». При этом следователя ещё и упрекают, что именно он свёл в могилу сцепщика. Фильм заканчивается торжественно-печальной церемонией открытия памятника герою-машинисту, на которой присутствует большинство жителей города. О результатах расследования предлагается додумать зрителю.


А вот еще одна рецензия:

26.02.2009
Сергей Кудрявцев
Экзистенциально-социальная драма

Даже в момент своего выхода на экран эта картина постоянного творческого тандема Александр Миндадзе-Вадим Абдрашитов воспринималась почти как буквальная реализация известного анекдота о том, как остановился поезд социализма. Теперь же, спустя почти 25 лет, а главное — после происшедших изменений в стране, которой вообще уже нет, фильм поневоле оказывается не только точнейшим свидетельством об эпохе застоя. Это и сбывшееся тревожное пророчество о том, что нечто неладно не в отдельном депо или же «на всех уровнях организационной структуры железнодорожного управления», а что система в целом (причём общественно-политическая) грозилась пойти под откос из-за одного неисправного «тормозного башмака». Вопреки песне, которая обещала нашему летящему вперёд поезду остановку лишь в будущей коммуне, общество развитого социализма забуксовало далеко от пункта конечного назначения.

Несмотря на явную публицистичность замысла авторов ленты, разумно и дальновидно воспринятую руководством актуальную критику «всё ещё имеющихся недостатков в нашей работе», важнее намеренно доведённый до предела стиль суховатого повествования, которое почти очищено от быта, будто пригодно для научного (социологического или психологического) эксперимента. И в то же время неожиданно предлагается некая метафорическая трактовка происшедшего. Путь Миндадзе-Абдрашитова в те годы можно было бы сопоставить с усилиями Глеба Панфилова в условиях советской цензуры и с порой демонстративным использованием того языка, который единственно приемлем для начальства, во всеуслышанье просить слова и говорить громко, членораздельно абсолютно крамольные вещи. Однако его «Тема» на десятилетие легла на пресловутую полку, а вот «Остановился поезд» даже удостоился Государственной премии, правда, РСФСР. И куда больше раздражения и недовольства вызвала следующая работа слаженного дуэта — иносказательная притча «Парад планет», вероятно, самая лучшая в их карьере, хотя и не столь внешне острая.

Между прочим, Александр Миндадзе и Вадим Абдрашитов с самого начала сотрудничали на «Мосфильме» в творческом объединении Юлия Райзмана и уж наверняка постигли у него хитроумное искусство иногда специально в расчёте на цензорские ножницы вставлять вовсе «непроходибельные» сцены, словно маскируя от гнева «штатных надсмотрщиков» весь остальной материал. «Остановился поезд», как и панфиловское «Прошу слова», великолепно читается именно двояко — что называется, и нашим, и вашим. И на каждый сомнительный довод хранит в запасе контрдовод: «мы-то сажали, а вы доносили». Эта хлёсткая фраза, брошенная следователем в разговоре с журналистом, афористичнее всего выражает двойственность поведения каждого из участников, свидетелей и тех, кто потом начинает интересоваться случившейся катастрофой поезда. Также есть своеобразная амбивалентность во всём окружающем мире, когда похороны погибших похожи на молчаливую акцию политического протеста, а организованный властями митинг в депо вместо общественного обряда самобичевания вдруг приобретает черты трагифарса.

Вот и всё произведение потрясающе укладывается и в рамки остропроблемного, типично советского фильма о том, «как же нам двигаться дальше, товарищи?!», и одновременно с искренней скорбью и едким сарказмом констатирует, что у остановившегося поезда социализма «весь пар опять ушёл в гудок». В художественном плане этот особый релятивизм позиции проявляется в том, что «Остановился поезд» в какой-то степени можно считать отечественным «Расёмоном» — чем одержимее выяснение обстоятельств происшедшего и поиск в прямом смысле слова виноватого стрелочника, тем очевиднее бесполезность знания этой малой истины, если большая истина оказывается сокрытой ото всех.

Режиссёрская воля на то и направлена, чтобы заставить зрителей не верить в то, что они видят, не слышать то, что они слышат, а пытаться, как и в электронно-нивелированной музыке Эдуарда Артемьева, почувствовать в приглушённой и якобы безэмоциональной тональности ленты её страстно пульсирующий нерв. И угадать в иносказательных аллюзиях подлинную боль из-за запросто сошедшего с рельсов мира вокруг нас, казавшегося таким стабильным и непоколебимым. Так что с полным правом можно причислить «Остановился поезд» к редким трагическим картинам в советском кино, когда реквием, как ни уверяй, не звучит оптимистически.

1999
http://www.kinopoisk.ru/review/901082/


Думаю, что в фильме показаны так сказать плоды "социалистического строительства" и появления "нового человека". т.е. человека:
1. полностью отчужденного от результатов труда (они ему полностью безразличны, хотя он изображает энтузиази на собраниях)
2. почти полное отсутствие дисциплины (рядом человек с наганом не стоит, а внутренних побуждений нет).
3. государство человеком воспринимается как некая кормушка, которая должна всем "дать".
4. Советские люди изображены в довольно некрасивом виде. Говоря словами Ленина: "это такие тупицы и самохвалы, дурачки и идиоты, что просто терпения нет!"

Думаю, что эти моменты они с предельной ясностью показаны в фильме. А еще говорят, что советское кино дескать действительность "лакировало". Не всегда выходит.

Tags: советская повседневность
Subscribe

  • Соблюдая масочный режим...

    Шутки шутками, а вирус прет, гад. Третья волна самая сильная получается. Уже по официальным данным около 500 больных в день.

  • В горах...

    Горы у нас, конечно, маленькие, но по сравнению с равнинами выглядят ничего:)-

  • Дуб.

    В наших краях есть такое явление, как дубы с наростами, множеством стволов, а также боковых ветвей. Это, как говорит наука, есть следствие…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments