http://byacs.livejournal.com/476725.html
И тут вывод какой? Умнее люди стали по сравнению, скажем, с 19 веком или нет? Ответить однозначно нельзя.
Если в плане практическом - как пожрать - то тогдашние люди не дадут в соревновании нынешним никаких шансов.
Но, в современном мире умения и навыки мужика 19 века - неважно русского иди французского - не нужны и выжить в современном мире тогдашний человек едва ли сможет...
__________________________________________
Например, в еще в начале 20 века, когда проходили общинные переделы, крестьяне проводили их без землемеров. При этом надо учесть, что они были часто неграмотны, однако ухитрялись лаптями и саженями обмерить площади в сотни га.
Тогда учитывалась близость к дому, урожайность и др. характеристики земли. Попробуйте сейчас, взяв лапоть отмерить хоть 6 соток в поле. Я думаю, что с этим профессор математики не справится...
Тоже и с началом сева и др. с/х работами. Мужик выходил босой и каким-то образом мог определять когда и как начинать работы...
Вот кто сейчас это сможет повторить?
Я одну бабку неграмотную знал, которая считала по костяшкам пальцев...
________________________________________________
Так вот - вопрос: умней мужик 19 века современного профессора?
Не думаю. Это разные навыки, разные умения.
__________________________
Гоголь - это писатель, а Куркин это тоже писатель:)
http://sozecatel-51.livejournal.com/2288101.html
Современный российский писатель проф. Борис Куркин рассуждает о "Мертвых душах"..
http://www.km.ru/v-rossii/2017/03/16/iskusstvo-i-kultura/797941-mertvye-dushi-gogolya-o-chem-ne-rasskazyvayut-shkolni
Интересный взгляд на это произведение и на его главного героя - Чичикова -
//Приехавший же в город Чичиков живет мертвечиной. Его занятие - спекуляция призрачным и несуществующим – виртуальными предметами. Более того, это спекуляция «мертвыми душами», т.е. именами этих самих мужиков.//
А анититеза Чичикова - мужики- это которые рассуждаю - доедет ли колесо до Москвы - доедет, а до Казани не доедет.-
//То, что это были именно мужики, крайне важно для нас как читателей. И вот, почему: мужик как никто другой занят живым и богоугодным делом, без которого невозможна земная жизнь.//
//За мужиком стоит ПРАВДА, за Чичиковым – ложь.//
________________________________________________
Все вышесказанное - так сказать вводная часть.
А в этой сцене, рассуждающих мужиков о колесе, ярко показан уровень интеллектуальных запросов среднестатистического населения. Это то, что Маркс называл "идиотизмом деревенской жизни".
Это не значит, что крестьяне -дебилы, а то, что человек традиционного общества ближе, так сказать, к природе и интеллектуальные его запросы соответствующего характера.
На фоне мужиков - Чичиков интеллектуал, предприниматель, он ДУМАЕТ.
Это не рожь выращивать испокон века с урожайностью сам-3, теми же приемами, как это делалось 1000 лет назад.
Кстати, интересный вопрос - а преступник ли Чичиков? В том-то и дело, что формально выходит нет. Что не запрещено, то разрешено. Можно, конечно, говорить, что он "использует лазейки в законе", а вы не зевайте. Чичиков - не взяточник, никого не убил и не ограбил.
Кстати, этим-то он и вызывает недоумение у героев книги. Не случайно это Гоголь отметил. А его заурядная внешность, -маскировка.
Ни Гоголь, ни я не одобряли "бизнес" Чичикова, который, кстати, свойственный, скорее, традиционным обществам. Надо отметить, что в другой стране и в другом обществе этот бизнес был бы просто невозможен.
Это, между прочим, объясняет почему "Мертвые души" мало понимают иностранцы и современные школьники...
Короче говоря, идея Чичикова - проста - свободами люди пользуются не только для "общего блага", но и для преступного и нечестного поведения. И сетовать на это просто глупо. Это издержки.
И так ведь понятно, что у всякого явления 100 раз положительного, есть и обратная отрицательная сторона.
В общем и целом цивилизационный выбор России прост - или идти по пути прогресса (с издержками в виде Чичикова) или крутиться как белка в колесе по пути "духовности" и "вековых традиций" - "доедет или не доедет" с урожайностью сам-3....
На самом деле выбор Россия давно сделала, и уважаемый профессор Куркин ни за что не возвратится в поземельную общину с ее духовностью и прочими прелестями.
Точно также как и народники и славянофилы покрутившись среди реального мужика, решали любить его так сказать издалека, или любить мужика не реального, а воображаемого.
А вот поговорить за духовность, традиции, так русский человек завсегда готов, сидя за компьютером, сделанным отнюдь не мужиком...