byacs (byacs) wrote,
byacs
byacs

Categories:

Идиократия - Вопрос об интеллектуальном уровне человечества.

Миром правят дебилы, а не жЫдомасоны, как думают некоторые:)





Повторю старый свой пост: http://byacs.livejournal.com/54851.html

Смотрел как-то фильм «Идиократия» (это не опечатка) о том, как главный герой, - человек весьма посредственный, попадает чудесным образом в 26-й век из начала 21-го, и оказывается, что он самый умный человек на Земле. Этот фильм некоторым образом объясняет как это могло получиться, что люди за пятьсот лет полностью отупели.

Меня давно интересовал вопрос об интеллектуальном уровне людей в прошлом и настоящем. Сразу скажу, что я не специалист по социобиологии, психологии, антропологии и т.п. И едва ли смогу квалифицированно рассуждать на эту тему. Но кое-какие мысли у меня на этот счет есть.

Итак, - кто был умнее, - крестьянин, живший, 100 и более лет назад, или современный айтишник, профессор, инженер и т.п.? При кажущейся очевидности ответить на этот вопрос однозначно нельзя. И вот почему.


Не раз уже обращали внимание на простую вещь, - сколько интеллектуальных задач приходилось решать простому крестьянину, жившему еще сто-двести лет назад?

Оказывается, что много, причем едва ли не больше, чем современному среднестатистическому жителю города.
Как эффективно вести свое хозяйство, да даже не просто эффективно, а так, чтоб прокормить себя и свою семью. Заметьте, что тогда не было часов, термометров, СМИ, электричества, воды из крана, новостей из телека, большей части машин, необходимых сейчас в повседневной жизни, - словом тех вещей, к которым большинство жителей Земли уже привыкли и воспринимают их как должное. Ведь от ошибок или просчетов крестьянина попросту зависела ЖИЗНЬ его самого и его семьи. Собственно этот вопрос очень неплохо отражен в воспоминаниях, ну, например, хотя бы народников, о крестьянской повседневности.

Кстати, еще замечу и об интеллектуальном уровне детей (почти поголовно неграмотных) – помните, - «лошадку ведет под уздцы мужичок…». То есть дети быстро становились взрослыми и могли принимать ответственные решения и выполнять работу наравне со взрослыми.

Или другой пример, - Эмиль Золя, - французский литератор, описывавший повседневную жизнь простых людей, второй половины 19 в. во Франции. Работа обычной кухарки, которая нередко была еще и едва грамотной, или вообще неграмотной. Утром она получала задание, - что и на какое число людей приготовить. На данные ей деньги она покупала продукты. Прошу заметить, - холодильников, воды из крана, газовых плит, у которых регулируется температура, не было. Поэтому большая часть продуктов продавалась в свежем виде, хранить их было негде, - поэтому, приготовленное надо было сразу потреблять. К тому же, тогда универмаги отсутствовали, расфасованных по весу и цене продуктовых товаров почти не было. И все надо было покупать в разных местах и в разных лавках.

Короче, для приготовления «простого» обеда кухарке надо было провести массу интеллектуальных операций, - исчисление цены и качества продуктов на определенное число людей и т.д., учесть надо было много всего - температуру печи, например.

Я полагаю, что получи сейчас такое задание профессор математики, он с ним едва ли справится.
Так что высказывание Ленина, о кухарке, могущей управлять государством, с точки зрения тогдашних представлений выглядит как минимум обоснованно. Другими словами, восхищение «книжных» интеллектуалов «простыми» людьми не вызывает удивления. Получалось, что обучи кухарку грамоте, - готовый академик.
Однако, я полагаю, что при всей обоснованности подобного мнения, есть у него и существенные слабые места. А именно: все интеллектуальные операции, проделываемые тогдашними людьми поразительно однотипны, - их примерно десяток, но главное, они «крутятся» вокруг одного вопроса, - как пожрать?
И в этом отношении тогдашнего человека уместно было бы сравнить с диким животным, - любой охотник знает, - для того, чтобы пожрать и сохранить свою шкуру, животное способно на огромную изобретательность. Однако об интеллектуальном превосходстве лисы или кабана над человеком говорить не приходится, - оно весьма специфично, а современному человеку для жизни часто нужны совсем другие навыки.
Это обстоятельство и делает человека прошлого так сказать «тупым» и «бестолковым», что также отмечено в многочисленной литературе.

Однако опять вернусь к фильму, - в нем, на мой взгляд, прослеживается простая мысль, - технический прогресс в немалой степени способствует отуплению человека, - простейшие операции вроде подсчета в уме, глазомера, - заменяются машинами, человек думает, что вода берется из крана, а электричество из розетки и т.п.
Таким образом, интеллектуальная деградация в повседневной жизни приводит и к общему падению интеллектуального уровня, а в конечном итоге и к цивилизационной деградации.
______________________________________

Я к чему это вспомнил.
Регулярно хожу в спортзал с ноября по апрель. Там бывают упражнения с эспандером. На конце его петля, за петлю берешь его в руку или одеваешь на ногу.
Если на ногу, то надо эспандер продеть в петлю сначала, а потом уже туда ногу просунуть.

Так вот. Эта простейшая операция иногда ведет к комичным ситуациям. Взрослые люди крутят петлю и эспандер как мартышка и очко.

А вчера так вообще фееричный случай был. Стоял с огромным парнем, новеньким. Удары в корпус ногой в петле. Первый бил я. Его очередь пришла. Я снял с ноги петлю. Он одел, свою серию отработал, а СНЯТЬ ПЕТЛЮ НЕ МОЖЕТ. Народ вокруг обратил внимание, начал смеяться, я помог ему снять петлю с ноги. А тренер пошутил, что так тебя оставишь и привязанный к эспандеру просидишь:)

И это можно сказать взрослый человек. Ну лет 17 ему, наверное, есть.

Это, наверное, и есть пришествие идиократии, первые ласточки:)..


Tags: исторические параллели, ментальность, повседневная жизнь, современность, фильм, юмор
Subscribe

  • Чего хочет Путин?

    Думаю, что все просто - жить в своих дворцах до тех пор, пока вперед ногами не вынесут. И нету никаких иных причин. Все его поведение с 2010-11 гг.…

  • Надежды на Байдена...

    Оппозиция уповает на Байдена, "коллективный запад" и пр. - что они сломя голову побегут Навального поддерживать. Моральная поддержка - да,…

  • Огонь, батарея!

    Полно таких видео. Вчера отчетливо весь вечер слышал артиллерийскую канонаду. На полигоне проводят артиллерийские учения. Я живу от полигона на…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

  • Чего хочет Путин?

    Думаю, что все просто - жить в своих дворцах до тех пор, пока вперед ногами не вынесут. И нету никаких иных причин. Все его поведение с 2010-11 гг.…

  • Надежды на Байдена...

    Оппозиция уповает на Байдена, "коллективный запад" и пр. - что они сломя голову побегут Навального поддерживать. Моральная поддержка - да,…

  • Огонь, батарея!

    Полно таких видео. Вчера отчетливо весь вечер слышал артиллерийскую канонаду. На полигоне проводят артиллерийские учения. Я живу от полигона на…