Начало:
http://byacs.livejournal.com/45874.html
http://byacs.livejournal.com/46311.html
Как уже говорилось, термин Отечественная война прочно вошел в народное сознание уже накануне революции 1917 г. Однако с приходом к власти большевиков, от этого термина пришлось надолго отказаться. Большевики, в отличие от многих марксистов, в том числе и российских, были так называемыми «пораженцами». Их мысли, говоря словами Ленина сводились к следующему:
.«ревизионистам», сторонникам Э. Бернштейна, К. Каутскому, которые, говоря словами Ленина, «отрицали социалистическую революцию и подменяли ее буржуазным реформизмом; отрицали классовую борьбу, с ее необходимым превращением, в известные моменты, в гражданскую войну, и проповедуя сотрудничество классов; проповедуя буржуазный шовинизм под видом патриотизма и защиты отечества и игнорируя или отрицая основную истину социализма, изложенную еще в “Коммунистическом Манифесте”, что рабочие не имеют отечества; ограничиваясь в борьбе с буржуазно-мещанской точкой зрения, вместо признания необходимости революционной войны пролетариев всех стран против буржуазии всех стран».
«Когда французские буржуа ссылаются … на защиту родины и прочее, они … лгут, ибо на деле они защищают более отсталые в отношении капиталистической техники и более медленно развивающиеся страны, нанимая на свои миллиарды черносотенные банды русского царизма для наступательной войны, т.е. грабежа австрийских и немецких земель».
«Русские социал-демократы были правы, говоря, что для них меньшее зло – поражение царизма, что их непосредственный враг – больше всего великорусский шовинизм».
«Не забывая слов Маркса, что “рабочие не имеют отечества”, пролетариат должен принимать участие не в том, чтобы отстаивать старые рамки буржуазных государств, а создавать новые рамки социалистических республик. И широкие народные массы пролетариата не могут не понять этого своим верным чутьем».
«Нелепо раз навсегда принципиально отказаться от участия в войне. Нелепо, с другой стороны, делить войны на защитительные и нападательные. Маркс ненавидел в 1848 году Россию потому, что тогда демократия в Германии не могла победить и развиться, сплотить страну в единое национальное целое, пока над нею тяготела реакционная рука отсталой России».
«в 1848 г. Маркс мог проповедовать наступательную войну против России».
«понятие отечества рассматривается как историческая категория, отвечающая развитию общества на определенной его стадии, а затем становящаяся излишней. Пролетариат не может любить того, чего у него нет. У пролетариата нет отечества».
«линия работы, которая ведет к гражданской войне и приведет к ней в тот или иной момент всероссийского пожара».
«Война – не случайность, не “грех”, как думают христианские попы (проповедующие патриотизм, гуманность и мир не хуже оппортунистов), а неизбежная ступень капитализма».
«Война наших дней есть народная война. Из этой истины следует не то, что надо плыть по “народному” течению шовинизма».
«убогая и трусливая мечта о безоружной борьбе с вооруженной буржуазией, воздыхание об уничтожении капитализма без отчаянной гражданской войны или ряда войн. Пропаганда классовой борьбы и в войске есть долг социалиста; работа, направленная к превращению войны народов в гражданскую войну… Долой поповски-сентиментальные и глупенькие воздыхания о “мире во что бы то ни стало”!».
«С болью в сердце прочтет каждый сознательный рабочий подпись Горького, наряду с подписью П. Струве, под шовинистически-поповским протестом против немецкого варварства».
«сознательные рабочие, которые понимают всю фальшь и пошлость этого лицемерного протеста против “варваров-немцев”, не смогут не упрекнуть автора “Песни о Соколе”».
Вот из таких установок исходили большевики. Само слово Отечество, за некоторыми исключениями, было почти «контрреволюцией».
Продолжение следует…