Это начало его работы о социальной истории России...
Мы с завистью, а нередко и с чувством неполноценности говорим о немецком, японском, южнокорейском, китайском и прочих экономических чудесах. Вот могучие, лихие народы: богатыри — не мы. Царская, а многим и современная Россия представляются отсталой автократией, бегущей на месте — вперед-назад, вперед-назад: или реформы-контрреформы, или мобилизация— стагнация, или либерализация — авторитарный откат. Негативный образ России широко распространен и в зарубежной литературе, где ее часто изучают не иначе как империю зла, в терминах отсталости, греховности и провалов. Вот диагноз, который поставил нам современный американский русист-психоаналитик Д. Ранкур-Лаферьер: Россия — это иллюзия; никакой «русской идеи» не существует и никогда не существовало — это такой же миф, как и «русская душа»; история России отнюдь не тысячелетняя, а насчитывает не более пяти веков, с середины XVI в.; сами русские, привыкшие считать себя «великой нацией», на самом деле — великие мазохисты, этнические параноики, вечно смиренные, покорные судьбе,
подчиненные воле общества, склонные к непротивлению злу, самоуничижению и разрушительному пьянству 1. В пору организовать в нашем отечестве психоаналитические клиники для лечения россиян от мазохизма.
________________________________________
1 Ранкур-Лаферьер Д. Рабская душа России :
Проблемы нравственного мазохизма и культ стра¬
дания. М., 1996.
_________________________________
Нужна ли россиянам клиотерапия?
Советская историография, на мой взгляд, отличалась крайним негативизмом
в отношении отечественной истории имперского периода. Господствовали стереотипы, поддерживавшие минорную тональность в трактовке прошлого, которое в предельно концентрированном виде представлялось следующим образом: народ страдал и бедствовал; дворянство эксплуатировало крестьянство, город — деревню, купцы и буржуазия — мещан и рабочих, Российская империя — все народы, населяющие страну, а самодержавие поддерживало эксплуататоров; господствующий класс вместе с некомпетентной и коррумпированной бюрократией преследовали корыстные классовые интересы, забывая об интересах общества и государства. Этот перекос в исторический пессимизм характерен и для многих постсоветских работ, в особенности принадлежащих академической науке. В результате, пожалуй, нигде в мире историки не изображают столь негативно историю собственной страны, что дает основание для западных исследователей вроде
Ранкур-Лаферьера называть русских «великими мазохистами». Можно удивляться, как подобный негативизм не породил у русских общенациональный комплекс неполноценности и не отнял гражданское мужество.
________
И ведь совершенно верно! И как на фоне этого негативизма, каким убожеством кажется героизация совка, обеление сталинщины...
А сколько помоев выливают и на нынешнюю Россию, на на 1990-е годы!
Journal information