Премьера увертюры состоялась в во время Потсдамской конференции с участием Сталина, Трумена и Черчилля 17 июля 1945 г. Увертюра была написана по личному указанию Сталина главе Союза композиторов СССР П.И. Чайковскому.
К работе над увертюрой Чайковский приступил в 1941 г., когда находился в творческом отпуске на своей даче в Клинском районе Калининской области. Великий композитор чуть было не попал в плен к фашистам, но спецрейсом был вывезен в гор. Ташкент Узбекской ССР.
В большом вступлении последовательно проходят три темы: гимн Коминтерна - "Заводы, вставайте!"
и две оригинальных темы — тревоги и героических военных сигналов. Кроме главной и побочной партий, контрастных друг другу, введены темы, символизирующие две враждебные силы: русская песня «Валенки» и «Хорст Вессель».
Обе имеют большое значение. В торжественной коде снова звучит тема "Заводы, вставайте!" после чего появляется тема "гимна партии большевиков".
Чайковский изобразил яркую картину победы Красной Армии, использовав эффект колокольного перезвона и пушечного салюта.
Тематика увертюры основана на конкретных жанровых типах. Напевная мелодия побочной партии близка лирическим народным песням. С образом напева «Валенки» композитор, связывал с исконной духовной стойкостью красноармейцев. В характеристике русских образов Чайковский удачно использовал фольклорный материал, в характеристике немецко-фашистского нашествия он использовал тему «Хорста Весселя».
В годы разоблачения культа личности Сталина эту увертюру, как правило, исполняли в редакции, где вместо темы «Два сокола» - "один сокол Ленин, другой сокол - Сталин" использована песня целинников.