http://byacs.livejournal.com/266214.html
http://byacs.livejournal.com/266330.html
http://byacs.livejournal.com/266625.html
http://byacs.livejournal.com/267747.html
Продолжение допроса в органах...
Вопрос: Кто возглавлял нелегальные сборища?
Ответ: Инициатором коллективного прослушивания являлся СТОРОЖЕНКО Борис Степанович, причем, как правило, в момент прослушивания антисоветских передач я с СТОРОЖЕНКО Б.С. обменивался впечатлениями и по окончании передач беседовали.
Вопрос: Какое содержание имели ваши беседы?
Ответ: Все беседы имели исключительно антисоветский характер. В беседах обсуждался вопрос возможности скорого прихода немцев, необходимости свержения Советской власти, уничтожения коммунистов, советских работников и лиц, лояльно относящихся к существующему строю. Так, в частности, как СТОРОЖЕНКО, так и я с нетерпением ожидали прихода немцев, а СТОРОЖЕНКО питал особенную симпатию к немцам еще задолго до войны между СССР и Германией, потому что в Германии имеет свою родную сестру, которая вышла замуж, как говорил СТОРОЖЕНКО, за офицера германской армии, чем он гордился.
Вопрос: Расскажите подробно о Вашей /лично/ антисоветской деятельности?
Ответ: Я являюсь сыном личного почетного гражданина. Мои антисоветские взгляды имеют начало с момента установления Советской власти, так как я сторонник социал-демократического государственного устройства, хотя может быть неясно в этом разбираюсь. До 1938 года я свои антисоветские взгляды скрывал. Сойдясь же ближе с СТОРОЖЕНКО Б.С., убедившись, что в его лице имею единомышленника, я стал совместно с ним обсуждать мероприятия Советской власти и извращать их в антисоветском духе. СТОРОЖЕНКО я знал к тому же как владельца магазина и мастерской до революции.
Разговоры антисоветского порядка имели место с моей стороны также с рядом лиц, работавших со мной на одних и тех же предприятиях. Восстановить в памяти сейчас все это не представляется возможным для меня, однако могу сказать, что моими единомышленниками являются: НИКОЛАЕВСКИЙ /имя и отчество не помню/, работает преподавателем и ПРОНИН Петр Иванович проживает по улице Просвещения.
Вопрос: Только ли в прослушивании фашистской клеветы, ее распространении выражается Ваша антисоветская работа и в частности – связь со СТОРОЖЕНКО?
Ответ: Подтверждаю, что мы пытались и по существу уже проводили организованную антисоветскую деятельность. Излагаю все последовательно как это произошло:
Сталкиваясь со СТОРОЖЕНКО и беседуя с ним на антисоветские темы, а августе мес. сего года после прослушивания одной из антисоветских передач СТОРОЖЕНКО заявил, что нам необходимо для оказания содействия немцам объединить всех наших единомышленников. Обсудив этот вопрос, я на его предложение согласился.
Через некоторый период времени после того, как мы прослушивали одно воззвание к русскому народу, мы договорились всякими способами популяризировать среди населения распространяемые по радио антисоветские сообщения. Одновременно СТОРОЖЕНКО предложил организовать нелегальное печатание антисоветских листовок, в частности – он и я считали необходимым печатать то, что распространяют фашистские радиостанции, учитывая, что эти сообщения до населения не доходят, а также воззвания с призывом к свержению Советской власти. В этих целях он просил меня достать гектограф или какие-либо другие средства печатания, а также краски. Практически достать этих средств мне не удалось, а что сделал в этом отношении СТОРОЖЕНКО я не знаю.
В последующих встречах вдвоем со СТОРОЖЕНКО мы в связи с приближением немецких войск к Воронежу и, будучи уверены в их приходе, обсудили и пришли к единодушному мнению о том, что необходимо искать подходящих людей и создавать боевые дружины, которые бы могли препятствовать при оставлении Красной Армией Воронежа уничтожению объектов и имущество. Эти же дружины, по мысли СТОРОЖЕНКО, должны были бы обеспечить порядок в городе. Считая необходимым готовиться к созданию местного управления в городе в помощь немцам, СТОРОЖЕНКО просил меня продумать и дать ему рекомендацию подходящих для этого людей из числа моих знакомых. Помню он подчеркнул необходимость ораторских способностей у таких лиц , которые бы немедленно по приходе немцев могли бы выступать с трибуны с речью. Этих людей мыслилось рекомендовать немецкому командованию. Последний основной вопрос – это выявление советских людей и выдача их немцам. Мы договорились со СТОРОЖЕНКО, что присматриваться нужно и уже сейчас, а по приходе в Воронеж немцев выдавать оставшихся в городе руководящих работников, коммунистов, евреев и активистов. Вопрос о создании боевых дружин, местного управления власти в моем представлении остался только как пожелание, так я был в этом пассивен. Что было сделано СТОРОЖЕНКО в этом отношении, он мне не рассказывал. Наиболее практически осуществимой для меня была работа по выдаче немцам советских людей, тем более я воронежский старожил. Персонально я рассчитывал выдать секретаря Обкома ВКП /б/ НИКИТИНА и председателя Облисполкома Советов трудящихся ВАСИЛЬЕВА в случае, если они в силу каких-либо причин останутся в Воронеже, я считал, между прочим, что они могут остаться на подпольной работе. Обоих их я знаю в лицо.
Вопрос: Кого Вы лично вовлекли в антисоветскую группировку?
Ответ: Мною были намечены и соответственно обрабатывались: ПРОНИН Петр Иванович, работает бухгалтером в одной из городских строительных организаций, проживает по улице Просвещения, и НИКОЛАЕВСКИЙ /имя и отчество не помню/, работает преподавателем одной из школ, проживает по улице Социалистической, дом № 2. С обоими я часто вел антисоветские разговоры на разные темы и они полностью разделяли мои настроения.
Вопрос: Кто Вам известны как участники вашего антисоветского формирования?
Ответ: Примерно в середине сентября мес. с.г. СТОРОЖЕНКО интересовался вовлек ли я кого-либо для антисоветской работы и есть ли у меня на примете нужные нам люди. После моего отрицательного ответа СТОРОЖЕНКО сообщил мне, что он уже имеет двух надежных людей, при этом назвал врача ГОВОРКОВА и КРАСУНОВСКОГО. Из этого я понял, что СТОРОЖЕНКО вовлек их в наше формирование.
Вопрос: Вы с ними встречались?
Ответ: С КРАСУНОВСКИМ я никогда не встречался, с ГОВОРКОВЫМ, как мне помнится, имел одну встречу при следующих обстоятельствах: вскоре после вышеприведенного разговора, идя вместе со СТОРОЖЕНКО по Проспекту, нам встретился неизвестный мне человек, которого СТОРОЖЕНКО назвал по фамилии ГОВОРКОВ. При встрече с ним разговор носил антисоветский характер. Больше никогда мне с этим лицом встречаться не приходилось.
Вопрос: Что Вам рассказывал СТОРОЖЕНКО о своем сыне Валентине, служащем в РККА?
Ответ: СТОРОЖЕНКО говорил, что ушедший на фронт сын его Валентин перейдет при первой же возможности к немцам, о чем он получил наставление от него СТОРОЖЕНКО.
Протокол записан с моих слов верно и мне зачитан. – НОСОВ
ДОПРОСИЛИ: НАЧАЛЬНИК ТО НКВД МДжд
Ст. Лейтенант Госбезопасности – АЛЕКСЕЕВ
НАЧАЛЬНИК 2 ОТД. ТО НКВД
Лейтенант Госбезопасности – ОРЛОВ
ВЕРНО: НАЧАЛЬНИК 6 ОТД. ТО НКВД
Ст. Лейтенант Госбезопасности
/Сергеев/ Подпись