Top.Mail.Ru
? ?
Previous Entry Share Flag Next Entry
Старинная песня новобранцев...
byacs
Появилась в конце 19 в. Дело в том, что в 1870-х гг. в России отказались от рекрутских наборов (сроком на 20 лет) и перешли к "буржуазной" армии по призыву с 21 года - на 6-8 лет... таков был срок службы...


"Последний нынешний (нонешний) денечек" песня грустная - проводы солдата в армию...
Однако, насколько я знаю, российская армия по сути получалась в те годы добровольной - призывников был избыток и брали далеко не всех...
да к тому же для огромного большинства крестьян армия или флот означали ПОВЫШЕНИЕ своего социального положения, приобретения профессии, социальных навыков, полезных для проживания городе и т.п.

То есть в армию идти ХОТЕЛИ.
Однако в народной традиции сложился своего рода ритуал - плачь, проводы с пьянкой и прощанием...

Вот текст, известен в разных вариантах (в т.ч. и региональных). Казачьи варианты более драматичны. Вплоть до 1917 г. у казаков призывалось ПОГОЛОВНО все мужское население (кроме инвалидов и сумасшедших)... В то время как в остальной России, призыв был частичный...

Последний нонешний денечек
Гуляю с вами я, друзья!
А завтра рано чуть светочек
Заплачет вся моя семья,
Заплачут братья мои, сестры,
Заплачут мать и мой отец,
Еще заплачет дорогая,
С которой три года я жил.
Карета к дому подкатила,
Колеса о землю стучат,
В карете старшие вскричали:
«Готовьте сына своего!»
Крестьянский сын давно готовый,
Семья вся замертво лежит.
«Прощай, папаша и мамаша,
Прощайте, все мои друзья!
Прощайте, все мои кусточки,
Прощай, любимая моя!»



Старое исполнение:




А вот нынешний вариант песни, по мотивам прежней:

НОВОБРАНЦЫ

С деревьев листья облетают
(прямо наземь),
Пришла осенняя пора,
(ёксель-моксель).
Ребят всех в армию забрали
(хулиганов),
Настала очередь моя
(главаря).
И вот приносят мне повестку
(на бумаге, на газетной)
Явиться в райвоенкомат
(в восемь тридцать, можно позже,
с сухарями, кружка сбоку).
Маманя в обморок упала
(с печки на пол, вверх ногами),
Сестра сметану пролила
(тоже на пол. Вот растяпа!)
Друзья, Маманю подсадите
(взад на печку, как и было),
Сестра, сметану подлижи
(языком и снова в крынку).
А я, молоденький парнишка
(лет семнадцать, двадцать, тридцать,
может, больше, я не помню),
На фронт германский подался
(прямо с места и в кальсонах).
За мною вслед бежит Аксинья
(жопа толста, морда синя)
В больших кирзовых сапогах
(на босу ногу, чтоб не жали).
За нею следом Афанасий
(семь на восемь, восемь на семь)
С большим спидометром в руках
(скорость мерять).
Сижу в окопе неглубоком
(метров восемь, с половиной, пули свищут),
Подходит ротный командир
(морда клином, звали Климом).
- Здорово, братцы-новобранцы
(матерь вашу, вашу также)!
Сейчас в атаку побежим
(ровно прямо, и налево, и обратно)!
Летят по небу самолеты
(бомбовозы),
Хотят засыпать нас землей
(черноземом, и навозом, с головою),
А я, молоденький мальчишка
(лет семнадцать, двадцать,
тридцать, может, сорок),
Лежу с оторванной ногой
(для маскировки, челюсть рядом, жрать охота).
Ко мне подходит санитарка
(звать Тамарка,
может, Дунька, может, Клавка,
я не помню):
Давай я рану первяжу
(сикось-накось, кось-на-сикось)
И в санитарную машину «Студебеккер»
(стекла биты, шины рваны,
шесть цилиндров,
было восемь – два украли)
С собою рядом положу
(для интересу, я не против,
только сзади, чтоб не дуло).
С тех пор прошло годов немало
(лет семнадцать, двадцать,
двадцать, тридцать, может, сорок),
В колхозе сторожем служу
(не тужу).
Ращу картошку-скороспелку
(поросятам, людям тоже),
Жену Тамарку сторожу
(от соседа и туристов, чтоб не съели,
а ведь могут, в наше время).
На юг вороны полетели
(ёксель-моксель!),
Пришла осенняя пора…




  • 1
Вот не в первый раз замечаю как почти вся дореволюционная песенная культура (не считая низких жанров, вроде частушек и прочих "буржуйских плясок", и специализированных вроде полковых маршей и пр.) похожа по ритму и строю на молитвенные пения, протяжные, распевные почти без ритмических конструкций. И народные песни, и романсы (тогдашняя попса).

И как наполнилась медью и литаврами песенная культура советского периода из молитв превратив почти все песни в марши.

И до сих пор, в современном вокале по прежнему в целом господствует именно советский подход.

понимаете, русская музыкальная культура можно сказать восточная - ПЕСЕННАЯ - вокальная - песни, т.е. рифмованная или ритмическая поэзия.

Западная же музыкальная культура по большей части именно музыкальная, т.е. текст второстепенен - важнее звуки...

Вы абсолютно правы - собственно музыка - Чайковский, Рахманинов, а также военные марши, он как не были народными, так и до сих пор таковыми не являются.

Отсюда вот этот разгул "шансона", "частушек" и пр.
Трансформация народной культуры в массовую народную...

Как-то так.

  • 1