В забастовке приняло участие около 10 тыс. рабочих. Забастовка была жестоко подавлена.
Кто советские учебники помнит, - тот подтвердит в каких эпических красках расписывалось это в общем-то заурядное событие...
В конечном итоге оно привело к появлению социального рабочего законодательства в России - фабричные законы, 1886, 87 и последующие...
Между прочим передовые для того времени.
Еще надо отметить, что именно в России это казенное социальное законодательство и развивалось. В др. странах оно в профсоюзную сторону пошло - общество само, без государство регулировало социальные вопросы...
Но тут вот какая заковыка...
Непосредственной предпосылкой стачки явилось то, купцов-старообрядцев, которым принадлежала фабрика пришлось под давлением правительства переоформлять и перерегистрировать общинные капиталы - старообрядческих общин. Первоначально купцы являлись лишь распорядителями общинных средств, а после 1855 г. старообрядческие купцы превратились в частных собственников общинных средств. Низкая конкурентоспособность старообрядческих предприятий, объяснялась тем, что фабриканты были обязаны делиться с общиной львиной долей доходов, отдавать общине средства т.е. рабочим-единоверцам строить жилье, больницы, школы и т.п. А собственники предприятий желали оптимизировать эти расходы и компенсировать их посредством системы штрафов. Так средневековое социально ориентированное хозяйство, чьей целью было обеспечение жизни старообрядческой общины, превращалось в чисто капиталистическую экономику.
Все это воспринималось как несправедливость и вызывало протест со стороны рядовых членов общины. Среди вожаков забастовки почти все рабочие были старообрядцы.
Непосредственным поводом к стачке стало объявление праздника Иоанна Крестителя - Крещение (7 января 1885 г. по ст. ст. - новому 19 янв.) рабочим днем. Рабочие требовали не только снижения штрафов и повышения расценок, но и свободного выбора старост в рабочих артелях, в соответствии со старообрядческими традициями самоуправления. В ответ на отказ со стороны Т.С. Морозова рабочие ответили, что если собственник не уступит их требованиям, "то и фабрику Вам не водить", что являлось напоминанием того, что свои капиталы Морозовы получили от общины.
Само-собой, что эти сюжеты не получали должного освещения в советской литературе...
Вот советские картины на эту тему:
Георгия Савицкого:
"Совещание рабочих перед морозовской стачкой"
А это Ивана Владимирова. "Морозовские ткачи обсуждают требования накануне стачки (1885 г.)"
Обе в 1930 г. написаны - соцреализм, так сказать...:)
На картине Владимирова - все напоминает партсобрание, только воды в графине и кумача не хватает. Курящий только один. И народ-то какой-то приличный:)
А вот у Савицкого - "как оно на самом деле все было" - рабочие пьют не чаек, а водку, на столе штоф, один рюмку опрокидывает. все орут, друг друга перекричат хотят. А старик на переднем плане - чай пьет - за голову берется...
Ох, ребятыыыы.... как бы худа не было....