byacs (byacs) wrote,
byacs
byacs

Categories:

О диссидентском движении в послесталинский период. Часть 2.

Продолжаю выкладывать свои архивные изыскания, все реквизиты опускаю. Документ еще не опубликован. Сейчас готовлю подборку о начале диссидентского движения в СССР в послесталинский период и до ХХ съезда.
Главный вопрос, на мой взгляд, заключается в том, что когда «отец народов» наконец-то издох, гайки ослабли, и в народе началось брожение, а хрущевский ХХ съезд, не вызвал оттепель, а ее продолжил, взял процесс, так сказать, в крепкие руки партии, чтобы не допустить неконтролируемой ситуации.
А диссиденты, которых надо было бы назвать жалобщиками, начали «качать права», требовать реализации своих ЗАКОННЫХ прав, «гарантированных» самыми передовым в деле защиты социальных прав трудящихся, пролетарским государством.
 Кроме того, в чем состояла повседневность советского человека? В решениях очередного XXL съезда? В полетах в космос? Великих стройках? В «небывалом» прогрессе? «Победе колхозного строя»? Нет, нет, нет, и еще раз нет. Эта туфта лилась из радио, потом из телевизора, газет, плакатов и т.п.
А что было на деле? Склоки с соседями по коммуналке, склоки в очереди за цыплятами, в выбивании себе лишних квадратных метров, в наушничестве, доносах и прочих неофициальных прелестях социализма, о которых якобы никто не знал.
Вот тут и кроется другой важный вопрос – где объективная картина повседневности советской жизни: в официальной хронике или в этих документах? И что здесь типично, а что нет?
Вот об этом я и предлагаю подумать.
Вот документ:
1 / VII-55 г.
[] Обкому КПСС. Члену ЦК КПСС т. Марфину и Центральному комитету КПСС т. Епаншеникову
От члена КПСС с 1918 г. Зоркина Т. П.
Персонального пенсионера союзного значения
Инвалида Отечественной войны II группы.
Рукопись карандаш
С чувством глубокого волнения 30 апреля с.г. выходил я из Обкома партии, куда был вызван к члену парт-Комиссии т. Застрожному в связи с моим письмом в Центральный комитет КПСС.
Из разговора, который мне пришлось вести с Вами т. Марфин, - видно, что мое обращение в ЦК партии вызвало большое недовольство среди работников Областного комитета партии.
Этим только можно объяснить ряд необоснованных обвинений, высказанных мне с Вашей стороны, как-то:
1. Почему я живу в общей семье, с замужней дочерью и добиваюсь на 4 человека семьи, двухкомнатную квартиру вместо однокомнатной в 15 кв. метров, занимаемой мной.
Вы сказали, что выход дочери замуж означает полную заботу мужа о жене. Они должны иметь отдельную квартиру.
Я возражал Вам, заявляя, что мне 68 лет и при частых моих заболеваниях, дочь с мужем, оказывают большую помощь во всех отношениях хозяйственной жизни, т.к. жена тоже в преклонном возрасте. Прямо скажу, - Ваш взгляд о жене и муже – является ни чем иным, как пережитком далекого прошлого.
То время прошло, когда жена работала на мужа, от него зависела, выслушивая упреки, что он кормит ее. Великая Октябрьская социалистическая революция полностью и навсегда раскрепостила женщину, открыла перед ней все пути.
И статьей 122-й Конституции СССР «женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни».
В нашей стране сложилась и укрепилась советская семья.
В противоположность буржуазному индивидуализму коренной чертой советского мировоззрения является коллективизм.
В социалистическом обществе семья живет радостной и счастливой жизнью, воспитывает своих членов в духе высоких принципов Коммунистической морали.
Атмосфера любви и взаимного уважения царит в каждой подлинно советской семье.
Ей чужды эгоистические основы буржуазного брака, мещанская изолированность.
Все это отражено в романе советского писателя Кочетова – «Журбины» и подчеркивается в статье «О коммунистической морали», – газеты «Правда» 10 II с. г. А Вы тов. Марфин, предлагаете мне разъединиться с замужней дочерью и оставить меня в таком возрасте и болезненном состоянии без и помощи. Этого, конечно я не сделаю.
2. Вами высказано обвинение и в том, почему дочь моя учится не заочно, а очно в Пединституте. Разве Конституция СССР дающая право гражданам СССР на образование, имеет какие ограничения по выбору вида обучения?
В свои юношеские годы, дочь в дни Великой Отечественной войны, на протяжении пяти лет добровольно участвовала в действующей Советской армии по разгрому фашистских полчищь на Молдавском, Румынском, Болгарском фронтах. И в эти исторические дни по защите Родины, жена и я также добровольно участвовали в действующих частях Советской армии до Берлина и Праги включительно.
По возвращении всех нас с фронта , мы и решили для облегчения дочери учиться за высшее учебное заведение очно, а не заочно, как требуете Вы. Разве мы допустили тут какую неправильность? Дочь росла и воспитывалась в семье в годы советской власти. И она выросла новым человеком, с новыми взглядами на мир, высоких требований коммунистической морали, высокого советского патриотизма, коммунистического отношения к труду, к общественной собственности, дисциплинированности и уважения к родителям, к окружающим товарищам.
Как советская студентка, – она оправдывает это высокое звание. И Ваше осуждение ее не верно.
3. Считаю также не верным Вашу аналогию в недисциплинированности проявляемой некоторыми коммунистами отказывающимися ехать для работы в колхозах и с моим отказом от предлагаемой мне квартиры в «Доме для старых большевиков». За все 37 лет членства в коммунистической партии из них 25 лет на руководящей работе в партийных органах, у меня не было ни каких проявлений недисциплинированности.
Что касается колхозов, то мне их пришлось создавать и укреплять, борясь с кулачеством.
А в 1933 году по зову ЦК партии был направлен для работы в Политотдел МТС в селе Ростоши – ныне Токайский район. За шесть лет работы в этой отрасли, с честь выполнил задание. О 17 тысячах политотдельцев сейчас отмечается в наших газетах и журналах.
Без возражений жить приходилось в избах.
А в годы боевых походов за время Отечественной войны жили в вагонах, палатках, землянках, общежитиях – в лесу, селениях, городах.
Разве после всех перечисленных жилищ, я не могу рассчитывать на предоставление мне в мирных условиях жизни благоустроенной квартиры? И Вы делаете мне упрек, – что я выбираю квартиры, а не иду в квартиру с совместной кухней, в квартиру на первом этаже во двор окнами на северную сторону.
Постановление Совета Министров СССР от 15 мая 1954 года предусматривается улучшение материально-бытовых условий для старых большевиков, получающих персональные пенсии союзного и республиканского значения, а в [] с этим не считаются. Вместо внимания, чуткости, заботы проявляется административный нажим, на уплотненное вселение нескольких семей при одной кухне. В таком виде сейчас живут в названном доме старые большевики т. т. Тетушкин – две семьи, Баркалов – две семьи; Бровкин – три семьи.
Я, при своем болезненном состоянии отказался от уплотненного вселения.
Просил Исполком Горсовета разрешения занять в доме 19/21 квартиру №15 из двух комнат, пустовавшую около 3х месяцев. Вселили кого то другого. В данное время прошу предоставить освободившуюся квартиру от уехавшего по переброске в другую область редактора газеты «Коммуна» – т. Шапошник. – Новый редактор т. Воробьев квартиру уже имеет из четырех комнат в этом же доме, где жил и т. Шапошник, где живу и я с семьей 4 чел. на 15 кв. метров без ванны, на северную сторону. Освободившаяся квартира т. Шапошник – из 2х комнат, с ванной и на южную сторону, что подходит для моего болезненного состояния.
Вы же заявляете, что эта квартира возможно потребуется для корреспондента «Правды» вместо т. Воробьева. А Вы не учитываете, что сделано со мной? Эта квартира в доме, где живу и я, должна быть предоставлена мне. А корреспонденту может быть дана и в другом доме. Это будет правильно.
На этот вопрос Вы ответа не дали, а перешли на обобщение вопроса о положении старых коммунистов – персональных пенсионеров, – заявили что у них гораздо меньшие потребности, чем у молодых работников.
Такое одностороннее рассуждение Ваше – не верно. У нас в партии, в стране есть мудрое изречение: «Молодым у нас – дорога; старикам у нас –почет». А Вы т. Марфин как видно этого не придерживаетесь. И меня лично, на 68 году жизни принуждаете идти в неподходящую квартиру и даже хотите приписать мне недисциплинированность. Неправильно такое отношение Ваше к нам, старым коммунистам, сейчас не работающих по болезненному состоянию здоровья.
Товарищ Хрущев, на Всесоюзном совещании строителей говорил: «о необходимости создания удобных жилых домов и квартир…» – «речь идет об удобствах жизни человека».
А в первой статье газеты «Правда» – 25 мая 1954 г. писала: «Советским людям нужны долговечные удобные и красивые жилища!»
Вместо того, что бы стремиться к выполнению этой ясной политической линии в жилищном вопросе, Вы говорите о меньшей потребности для старых большевиков, – жизнь свою отдавших за все новое для советского человека, а им самим и не приходится пользоваться т.к. их уплотняют на совместное жилье.
Моя сестра Зоркина Антонина Прокофьевна член КПСС с 1919 года, вместе с ней участвовала против Мамонтовщины, Деникинщины в незабываемом 19 году. Сейчас она работает в Зооветинституте – заведующей кабинетом основ Марксизма-Ленинизма. Ей 57 лет. Живет она, –  с мужем инженером-экономистом военного округа, – в коммунальном доме №81 по улице Сакко – Ванцетти – в комнатке и кухоньке – на 15 кв. метров. И на эту площадь к ним подселили еще двух старух. При таком положении, сестра и ее муж лишились нормального отдыха, работы дома. На неоднократные обращения в Кагановичский Райисполком, Райком партии – ни какого внимания. Председатель Райисполкома т. Филюшкин отделывается одними обещаниями о выселении старух.
Несмотря на крайне стесненные квартирные условия, – я лично не сдаюсь даже и при моем болезненном состоянии и преклонном возрасте. После возвращения с фронта состою внештатным лектором при Кагановичском Райкоме КПСС, а также являюсь членом [] отделения Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний.
По путевкам Райкома прочитано лекций:
в 1950 году – 4.    в 1952 году – 13.    в 1954 году – 31.  в 1951 – 39.    в 1953 – 13.    в 1955 – болезнь.
За эти же годы по поручению общества прочитано 12 лекций.
Темы лекций были разнообразные, как то:
«О международном положении», «Великие стройки коммунизма», «Героическая борьба корейского народа за свою независимость», «Без Ленина, под водительством Сталина, по ленинскому пути», «Забота о благе народа – высший закон Коммунистической партии», «Всесоюзная хозяйственная выставка, – школа передового опыта».
В текущем году готовлю лекции:
«50 лет первой русской революции».
«Техника пятой пятилетки».
«Ленинская политика тяжелой индустрии – генеральная линия Коммунистической партии».
«Международное положение».
«[] область на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1955 году».
Из всего приведенного, видно, что многие из нас, несмотря на свою старость, не являемся для партии и государства каким-то балластом, который пригоден только на свалку, как думают некоторые из руководящих работников.
На собрания партийных активов районов, - города, не приглашают.
На письма, о связях депутатов с избирателями с отчетами о сессиях Советов, не обращают внимания.
Не входят в положение по жилищному вопросу.
На сигналы об антиморальных поступках отдельных коммунистов, – не обращают внимания.
Обо всех этих вопросах известно, как Горкому, так и Обкому КПСС, но по существу они не рассмотрены. Прошу возвратить из Исполкома Горсовета от т. Бельского два мои письма посланные в Обком КПСС – от 28 марта и 5 апреля с. г. и рассмотреть и по существу непосредственно в Обкоме КПСС.
Обширность настоящего моего письма, вызвана исключительно пренебрежительным отношением к моим письмам со стороны Кагановичского РК. и Горкома КПСС, Исполкома Горсовета, Обл. Исполкома, Обкома КПСС.
И с Вашей лично стороны тов. Марфин, в разговоре со мной, не было стремления к выяснению по существу всего изложенного в моем последнем письме от 19 апреля с. г. направленным Обкому КПСС и Центральному Комитету партии в Москву. Преобладали вопросы исключительно отвлеченного характера, что вызвало тягостное настроение и решимость к прекращению всех начатых вопросов с критикой на замеченные недостатки не взирая на лица и которых Вы берете под свою защиту.
На XIX съезде КПСС. было указано, что:
«каждый выступающий со здоровой критикой уверен, что он найдет в наших организациях поддержку, а указанные им недостатки будут на деле устраняться».
«Сообщать о недостатках в руководящие партийные органы вплоть до Центрального Комитета партии».
Думаю, что настоящее письмо, не вызовет в Обкоме КПСС большего недовольства ко мне, как это уже заметно от первого моего обращения в Центральный Комитет партии.
Член КПСС Т. Зоркин.
4 мая 1955
г. [] обл.
улица им. Комиссаржевской
дом №4 кв 9.

Тов. Зоркину дано разъяснение по существу затронутых им вопросов.

1/VII
Tags: CCCР, гражданские права, диссиденты, коммунизм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment