Полно российских хитов, "Ухарь купец" один из них. Они стали частью МИРОВОЙ попкультуры.
Интересный вопрос и о том, когда русская, российская попкультура родилась? Это пореформенный период - после реформ 1860-х гг. когда отменили крепостной право, ввели земское самоуправление, суд присяжных, укрепление частной собственности - словом становление гражданского, буржуазного общества - как следствие этого - появление новой, всесословной "буржуазной культуры". Отмечу, что этот процесс так и не был завершен ДО РЕВОЛЮЦИИ и массовое общество уже окончательно сформировалось как СОВЕТСКОЕ.
(В этом наша беда как НАЦИИ).
Ну да ладно. Итак, "Ухарь купец".
Не так давно я привел два примера использования этой мелодии в нерусской и даже не совсем российской среде:
финны:
http://byacs.livejournal.com/221893.html
евреи:
http://byacs.livejournal.com/221679.html
На вскидку - не помню, но я уверен, что эту мелодию слышал в иностранных фильмах, музыкальных композициях и т.д.
Ну я теперь собственно история:
Слова сочинил русский поэт Иван Саввич Никитин. Он был из купцов Воронежской губернии. Жил так сказать он прямо скажем неважно, но зато не долго (1824-1861). Сохранилась его усадьба - это был постоялый двор, который он и содержал, после смерти отца...
Написал Никитин не очень много. Но зато он был в полном смысле НАРОДНЫМ поэтом, хорошо знавшим повседневную жизнь простого народа. на музыку положено порядка 60-70 стихотворений Никитина, одно из которых "Ухарь купец". Оно известно в разных вариантах (ехал ИЗ ярмарки или НА ярмарку). Впервые было опубликовано в 1858 г. и вскоре стало народной песней. Пели ее и Вяльцева и Плевецкая и масса других певцов и певиц.
С ярмарки ехал ухарь-купец,
Ухарь-купец, удалой молодец,
Вздумал купец лошадей напоить,
Вздумал деревню гульбой удивить.
Вышел на улицу весел и пьян,
В красной рубашке, красив и румян.
Старых и малых он поит вином,
Пей-пропивай, пропьем — наживем!
Красные девицы морщатся, пьют,
Пляшут, играют и песни поют.
К стыдливой девчонке купец пристает,
Он манит, целует, за ручку берет…
Красоткина мать расторопною была,
С гордою речью к купцу подошла:
«Стой, ты, купец, стой, не балуй,
Дочку мою не позорь, не целуй!»
Ухарь-купец тряхнул серебром:
«Нет, так не надо! Другую найдем!»
По всей по деревне погасли огни,
Старый и малый спать полегли.
В одной лишь избенке огонек там горит,
Старый отец, разметался, сидит.
В рваной рубахе, в рваных лаптях,
Скомкана шапка лежит в головах.
По всей по деревне славушка пошла –
Дочка-красавица на зорьке пришла,
Дочка-красавица на зорьке пришла,
Полный подол серебра принесла.
Полный подол серебра принесла,
А девичью совесть вином залила.
Две предпоследние строчки // Полный подол серебра принесла// не пропустили цензоры - сочли пропагандой проституции:)
Но не менее интересен и автор музыки - это поистине забытый композитор, деятель музыкальной культуры уровня М.Е. Пятницкого - создателя русского народного хора. Звали его Яков Федорович Пригожий (1840-1920). Сгинул в гражданскую неизвестно куда и как.
Создатель народных и цыганских ансамблей. Автор мелодий более чем к 200 популярнейшим песням. Поэтому часто из-за того, что он подзабытый композитор авторство указывают других лиц или "музыка народная".
Это и "Ухарь купец", "Полна коробушка", "Мой костер в тумане светит" и мн. др. романсов...
Вот такой заметный след оставила русская попса в мировой музыкальной культуре. Не то, что сейчас...