byacs (byacs) wrote,
byacs
byacs

Category:

Иезуитский социализм в Парагвае.

Интересная история о том, как в Южной Америке Орден иезуитов построил развитОй социализм в одной стране.

История иезуитского государства началась в 1608 г., когда перуанские иезуиты решили воссоздать на практике социально-экономические порядки Империи Инков, которая уже перестала к тому времени существовать и была окончательно аннексирована испанцами. Немного написал об этом: http://byacs.livejournal.com/148950.html

Иезуиты, на территории современных Парагвая, Боливии, Аргентины и Бразилии, основали фактически государство. Им удалось убедить многочисленную этническую группу индейцев гуарани число около 170 тыс. человек перейти в христианство и сменить полукочевой образ жизни охотников и собирателей на оседлый, - земледельцев, скотоводов, ремесленников. Изначально иезуиты пообещали индейцам организацию защиты от набегов работорговцев.

Кроме того, иезуитам не был свойственен "народный" расизм того времени и др. предрассудки - они были люди образованные и руководствовались соображениями христианского милосердия и любви к ближнему.

Иезуиты организовали поселения - редукции, хозяйство и армию, которая в тех краях была значительной силой - давала отпор португальцам, бандитам, работорговцам и т.п. Язык поначалу был индейский, к которому иезуиты сочинили письменность, потом постепенно его вытеснил испанский, в связи с ростом метисского населения, хотя большая часть иезуитов испанцами как раз не была, - немцы, итальянцы, англичане и др.

Раз заведенное, по изначально продуманному плану, напоминавшем Утопию Мора или Города Солнца Кампанеллы, государство иезуитов просуществовало вплоть до 1758 г. пока оно не пало под натиском испано-португальских войск, после длительной войны с Орденом. Иезуиты вооружили индейцев огнестрельным оружием, несмотря на строжайшие запреты королевской власти. И ввели нечто вроде всеобщей воинской повинности, которая касалась даже женщин. Правда, под ружьем постоянно находилась регулярная армия, остальные военнообязанные привлекались в армию по необходимости.

В настоящее время несколько редукций сохранилось, - сейчас это города в Боливии, Парагвае и Аргентине.

Iglesia Jesuita de Concepcion Santa Cruz Bolivia.jpg            
Редукция Консепсьон (Боливия)                                
Misión de Nuestra Señora de Loreto
Нуэстра-сеньора-деЛоретто (Аргентина) - сейчас памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО
Файл:Reducciones.PNG
Но главное тут в устройстве "редукций" - надо отметить, что это не село или город в нынешнем понимании, а, скорее, нечто вроде концлагеря. Правда без его ужасов и геноцида. Я напомню, что индейцы исключительно ДОБРОВОЛЬНО приняли то, что им предложили иезуиты, тут не было насилия и принуждения. Это пример того, как общество и государство не разделяются и не противопоставлены друг друг, а составляют некое одно целое. Так и редукция - это и традиционная индейская соседская община - 400 - 600 человек, и государственная организация и производственная ячейка и церковный приход и т.д.

Внутри и между редукциями полностью отсутствовали денежные расчеты. Государство иезуитов имело монополию на внешнюю торговлю. Все населения получало продукты с государственного склада бесплатно, т.е. в соответствии с нормами выработки. Каждому рабочему следовало выполнить определенную норму. Работы начинались и заканчивались в одно время под присмотром десятников и др. членов редукции. при этом каждой семье выделялось небольшое жилище с приусадебным участком земли, который они ДОЛЖНЫ были обрабатывать.

В общем, как говорил Ленин: "Программа этого учёта и контроля, проста, ясна, понятна всякому: чтобы хлеб был у каждого, чтобы все ходили в крепкой обуви и недраной одежде, имели тёплое жильё, работали добросовестно".
Файл:Plan de la reduction saint ignace.PNG
Так и было организовано государство, состоявшее из таких вот общин-редукций. Кстати, самих иезуитов в государстве было едва ли человек сто. Все остальные метисы и индейцы - должностные лица государства и общин редукций.

Все у них, как и во всех обществах традиционного типа, было принудительно - и труд и отдых, и даже брак - по достижении 18 лет - мальчики, девочки становись! на первый второй рассчитайсь! первые вторые номера под венец - шагом марш! Я немного утрирую, личные пожелания учитывались и принимались, но ИЗБЕЖАТЬ вступления в брак было нельзя.

Интересно отметить, что в редукция почти полностью отсутствовала преступность - воровать просто было нечего и не у кого. Не говоря уж о том, что за кражи полагались суровые наказания. Эдакое государство-монастырь. Мечта утописта...

Как удалось пришельцам цивилизовать индейцев, приобщить их к культуре (пусть и в таком "социалистическом" виде)? Все дело в том, что иезуиты МАЛО ЧТО ИЗМЕНИЛИ в индейском обществе, а лишь структурировали и унифицировали его - ничего не меняя по существу. Назвали общину - редукцией, четко определили обязанности каждого члена общества. А так ведь в обществах традиционных права не отличаются от обязанностей, отсутствует частная собственность, да и личности нет - есть коллектив - племя... ВОТ В ТАКОМ ОБЩЕСТВЕ СОЦИАЛИЗМ ПОСТРОИТЬ ГОРАЗДО ЛЕГЧЕ. Потому как ломать ничего не надо. Все, что нужно для социализма там уже есть. То есть эти племена находились на такой стадии развития, когда они вышли из полной дикости и поднялись на первую ступень цивилизации.

Антропологи это, кстати, очень четко определяют - есть некая константа - размер данного общества - от 400-450 человек, но не больше 600. Меньшие общества - эдакая большая кровно-родственная семья - прайд, а этом случае - уже несколько объединенных семей. Больше 600 человек в одном объединении - уже протогосударство.

Это и объясняет, прочему на Западе социализм не утвердился, а на Востоке получился - хотя и не без страшного насилия... И потому же на Востоке социализм и рухнул - не выдержал конкуренции и не имел такой опоры в традициях, ментальности и пр., каковая была у него в совсем уже отсталых обществах.

Кстати, интересный вопрос и о производительности труда при социализме и пр. Редукции просуществовали почти 200 лет. На фоне окружавшей дикости - они были первыми ростками цивилизации и культуры в тех краях. Однако экономически уже в 18 в. стали проигрывать плантаторским хозяйствам и латифундиям с крепостным правом - энкомьенда называлось. Я уж не говорю о капиталистическом производстве, которое уже набирало обороты в то время.

И еще один вопрос: испанцы и португальцы в очередной раз запретили Общество Иисуса, не в последнюю очередь из-за того, что они считали будто бы редукции обладают несметными богатствами при бесплатном труде индейцев. Как они жестоко ошиблись:) Типичное отсталое аграрное государство. Как предлог для войны послужил слух будто иезуиты жестоко мучат индейцев, эксплуатируют их. Замечу, что государства нередко при принятии решений руководствуются своей же цинично ложью, в которую начинают и сами верить. Индейцы оказали серьезное сопротивление, а пришедшие "освободители" не нашли в тюрьмах ни одного заключенного...

После ликвидации государства иезуитов - редукциям была предоставлена полная свобода. Что же с ними произошло? Там моментально распался, казавшийся незыблемым социализм. Наиболее "продвинутая" часть индейцев быстро влилась в колониальное общество. Остальные - сразу же возвратились к традиционному полукочевому образу жизни - охоте и собирательству. Совсем как одичавшие домашние животные:) Некоторые редукции - сохранились и дали начало некоторым современным городам...

И последнее - наверное, все опыты построения социализма дают (и дадут) один и тот же результат - он неминуемо погибнет. Ведь не зря утописты помещали свои умозрительные утопии на необитаемые острова, а иезуиты в сельве - естественной ограде от остального мира. При соприкосновении с которым социализм моментально рушится... Никакая Берлинская стена не поможет.

Вот такой многоликий Орден Иисуса - в сельве - строит социализм, а в Европе - поддерживает самые реакционные силы:)

Tags: коммунизм, социализм, социальная история
Subscribe

  • ... превратился в настоящего попа!

    Каутский довел марксизм до неслыханного проституирования и превратился в настоящего попа! - говорил Ленин! Вот, все это элементарно…

  • Чиполлино. 100 лет спустя...

    Вот, увидел фантазии на тему Чиполлино - известного борца за социальную справделивость. Меня давно посещала идея написать продолжение этой сказки…

  • Ни дня без скандала.

    Очередной громкий скандал мирового масштаба. Пытки и т.п., нарушения прав человека в тюрьмах и сизо России носят массовый характер. Ряд преступлений…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments