byacs (byacs) wrote,
byacs
byacs

Categories:

Про социалистическую империю Инков.

Мне с детства нравились всякие книжки про доколумбову Америку - читал Монтесуму и пр.

Иногда попадалась не только художественная или популярная литература, но и серьезные монографии разных авторов.

Вот об одном авторе и о его книге хотелось бы рассказать.

Помню прочитал во эту его книгу в далеком 1991 г. Если не ошибаюсь, купил ее ЛЕТОМ того года. Распадался СССР и все такое. А эта книга, как и ее автор, казавшиеся далекими от текущих событий оказались крайне актуальными. И сейчас таковыми остаются...

Речь идет о книге проф. Юрия Николаевича Березкина (1946 г.) "Инки: Исторический опыт империи". Л., 1991. (Л. - ещё ЛЕНИНГРАД - прошу обратить внимание).

Я эту книгу прочел тогда же. Но, разумеется, что многого я тогда не понял.

Перечитав книгу позже - удивился, насколько все верно им было изложено и предсказано, в том числе и многие нынешние проблемы. В частности и сравнительно низкую производительность труда и завышенные социальные ожидания. Многие люди, выросшие и воспитанные при социализме, уверены, что за отбывание повинности "на работе", но не за РЕЗУЛЬТАТ на работе, государство ОБЯЗАНО их кормить, поить, учить, греть и спать уложить. И причем с каждым новым поколением эти запросы становятся все больше, а производительность труда остается прежней - отсюда и социальное напряжение....

Но вот, помню впечатление от книги, тогда, в далеком 1991 г.: нас учили, что наш СОВЕТСКИЙ СОЮЗ УНИКАЛЕН - советская демократия, социализм, "решение" национального вопроса в виде всевозможных республик, "уверенность в завтрашнем дне", относительное равенство; позднее, да и в то время, стали напирать на имперский, агрессивный, захватнический характер СССР и т.д. и т.п.

Так вот. Оказалось, что СССР далеко не уникален. Собственно НИЧЕГО НОВОГО, что было при советах - все это "бесплатное" - учеба, лечёба, землеотвод и пр. и пр., равно как и ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД, распространявшийся на ВСЕ население поголовно, СОВОК не изобрел. Всё это уже существовало, скажем в доколумбовой Америке...

Вот, примеры. Березкин использует термин, взятый из зарубежной культурологии - кризисные культы.

Термин «кризисный культ» ввел в начале 70-х годов У. Ла-Барр - известный американский этнограф, долго работавший, в частности, среди индейцев Боливии. Он предложил обозначить так самые разные мессианистские и милленаристские (т. е. стремящиеся к созданию «тысячелетнего» царства благоденствия) движения от культа карго в Меланезии до раннего христианства и от «Пляски Духов» у индейцев прерий до нацизма.
Кризисные культы представляют собой массовые аффективные, иррациональные движения, ставящие себе целью преодоление трудностей, выход из тупика в условиях, когда решение задачи разумными способами невозможно или же требует от общества таких усилий и самоограничений, на которые оно пойти не готово. Адепты кризисных культов не в состоянии избавить людей от раздражающих негативных явлений, но создают иллюзию избавления. Как правило, кризисные культы претендуют на способность преодоления не только частных трудностей (непосредственных причин, породивших то или иное из подобных движений), но и на решение основных проблем бытия, открытие смысла жизни и победу над смертью. Они сулят вечное счастье и благосостояние своим сторонникам и гибель всем, кто противостоит движению или равнодушен к нему. Только постановка подобных «сверхзадач» и дает возможность мобилизовать множество сторонников, на время забыть о реальных страданиях и потерях, масштабы которых во ввергнутом в пароксизм обществе лишь возрастают. Адепты кризисных культов всегда борются, таким образом, за иллюзорную цель, но против конкретного врага.

Вот вам и нынешние пургиняны, - идиотские сказочки про то, как хорошо было при совке, как реакция на нынешние неурядицы реальные, а чаще мнимые - "при Сталине порядок был" и пр.

А вот еще несколько цитат:

С возникновением марксизма образ империи инков не вошел в основной корпус коммунистической мифологии, унаследованный от утопического социализма, однако связь их полностью не порывалась. В 1847 г., почти одновременно с созданием «Коммунистического манифеста», в Нью-Йорке выходит первая научная история завоевания Перу, написанная У. Прескоттом. Уже в ней высказывается мысль о присутствии социалистических начал в инкской общественно-государственной системе. Эта идея была поддержана и развита целой плеядой немецких и французских историков конца XIX-начала XX столетия, окончательно исчезнув из серьезных работ лишь полвека назад - в 1940-е годы. Наиболее полной и последовательной попыткой внести ясность в вопрос об отношении древнеперуанского общества к тому строю, который шел, как многим казалось, на смену капитализму, стала книга французского экономиста Луи Бодэна «Социалистическая империя инков», опубликованная в 1928 г.

Бодэн понимал под социализмом не утопию и не туманный гуманистический идеал, а общество, отвечающее вполне конкретным принципиальным признакам. Таковыми он предлагал считать четыре: рационализация, или «оптимизация» на «научных» основаниях, жизни (т. е. социальная инженерия); стирание и подавление личности, подчиненность ее интересов интересам коллектива; тенденция к уравнительному распределению, не исключающая деление на привилегированную элиту и массы; более или менее жесткий запрет частной собственности.

Уничтожение старых и возведение новых городов, организация больших государственных и корпоративных хозяйств, переселение целых народов на тысячекилометровые расстояния за несколько десятилетий преобразили социальную и этническую картину р Центральных Андах. При всем этом, однако, маловероятно, чтобы правители Куско действовали согласно заранее принятому плану «построения» нового общества. Они скорее руководствовались традицией, опытом предшественников (прежде всего царства Чимор, которое в свою очередь опиралось на наследие мочика), лишь расширяя масштабы своей деятельности по мере роста могущества централизованного государства.

Система «внушения-наказания» - создания в умах «параллельной реальности», с одной стороны, и жестоких репрессий по отношению не только к инакодействующим, но и инакомыслящим - с другой, - охватывала поголовно население огромных государств, вовлекая в обслуживание своих механизмов, связывая прямым или косвенным соучастием многие сотни тысяч людей. Эта система разрушала естественные, регулируемые моралью человеческие отношения, разъединяла людей, препятствовала развитию гражданского общества и максимально ограничивала все те проявления общественной жизнедеятельности, которые нельзя было вовсе устранить, не затрагивая самих основ организации государства. Она также дополнялась принципом дозированного распределения жизненных благ в соответствии с узаконенной и негласно санкционированной социально-государственной иерархией.
Tags: СССР, коммунизм, социализм, социальная история
Subscribe

  • Про москвичей.

    Пришлось пообщаться этим летом с двумя десятками жителей Москвы и окрестностей. Скажу сразу - ничего нового для себя не открыл, кроме того, что уже и…

  • Кровь побежденных!

    Речь о фильме Il sangue dei vinti 2008 г. Переживание трагедий Второй мировой войны. Семья: один брат партизан, сестра фашистка, старший брат…

  • Новости из росдурдома...

    https://zona.media/article/2021/07/29/rabbi Кроме шуток - из росдурки приходят тревожные новости. Сторонники СССР решили замочить краснодарского…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments