Вообще, как известно, останки некоторых русских деятелей были перевезены в Россию и захоронены.
Так, нынешняя российская власть пытается продемонстрировать преемственность со старой, белой Россией, "тихой сапой", чтоб не раздражать, совков (коих примерно 80% населения) проводит десоветизацию - мало-помалу, шаг за шагом и без лишних криков.
Несколько слов о Сергее Васильевиче Рахманинове (1873 - 1943). По праву он считается русским композитором, равно как и американским. Как композитор он состоялся уже до революции и выехал из советской России в самом конце 1917 г. по приглашению выступать в Швеции. Т.е. выехал из РСФСР он легально, его отпустили уже советские власти. Я уж не знаю, какое у него было гражданство, менял ли он его, или жил по российскому паспорту... Не буду гадать. Можно лишь сказать, что он стал типичным "невозвращенцем", коих потом были тысячи...
Кроме того, "своим" Рахманинова считают не только в США и России, но и в нынешней Молдавии. Дело в том, что основатель российского дворянского рода Рахманиновых был внуком Стефана Великого - правителя средневековой Молдавии...
Но вернемся к судьбе великого композитора. После отъезда из России он давал концерты в послевоенной Европе, США, жил в Швейцарии... Его произведения по-прежнему исполняли в СССР.
Однако в 1931 г. на него набросилась советская "художественная" критика. Он из "пролетарских" борзописцев опубликовал статью с броским заголовком "Небесная" идилия, или фашизм в поповской рясе", в которой ему были навешаны стандартные ярлыки:
Уход "в небеса" есть своеобразный вид мистицизма, который составляет "духовную" форму международной поповщины. ... Вся симфония построена на сопоставлении идеи воинствующего империализма, грубой солдафонщины, фашизма - с одной стороны, социал-фашистского, елейно-лицемерного пацифизма - с другой стороны, и все это завершается упадочно-мистическими нотками смертельных галлюцинаций. Исполнение такой программы в дни "великого поста" и в дни процесса меньшевиков-вредителей усиливает политический характер концертов как демонстрации классово-враждебных сил. Это в особенности подчеркивается тем обстоятельством, что именно рахманиновские "колокольные звоны" фигурируют в качестве музыкального символа поповско-черносотенной реакции...
Но, надо заметить, что в 1930-х гг. произведения Рахманинова были под "полузапретом" - на первые полосы они не выходили, но и совсем запрещен он не был...
А в 1943 г. запреты были сняты окончательно. Рахманинов выступал в США с концертами, деньги от которых переводились на счета "фонда обороны СССР", а сам композитор выступил с просоветскими заявлениями в годы войны. Так прошла "реабилитация" Рахманинова еще в советские времена.
А что сейчас? Интересный вопрос, но ни нынешнее государство, ни советское не думало извиняться перед композитором, хотя бы формально, за то, что выливали на него помои. Видимо рассуждают так - "скажи спасибо товарищ, что жив остался":)
вот так и с перезахоронением - жест, конечно, красивый. Но, а где покаяние, извинения?